Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мужчине разрешено уединяться с женщиной в доме, дверь которого открыта в общественное владение

Запрещено устраивать в своем доме, находящемся в совместном дворе, вход напротив входа и т.д. Откуда мы это выводим? Сказал раби Йоханан: «Поскольку в стихе сказано: “И присмотрелся Билам, и увидел Израиль, расположившийся лагерем по своим коленам” (Бемидбар 24). Что он увидел? Он увидел, что входы в их шатры не направлены один напротив другого, и сказал: “Эти достойны того, чтобы на них пребывала Шехина”».

(Бава батра 60а)

  • Мужчине разрешено уединяться с женщиной в доме, дверь которого открыта в общественное владение1.
  • Это место не считается местом уединения, так как уединяющийся мужчина испытывает страх перед проходящими и боится, что люди зайдут в это место или увидят происходящее в нем снаружи.

***

  • Ниже в этой главе будут приведены подробности этих законов.

«И не следуйте за своими сердцами и за своими глазами» (Бемидбар 15). Сказал раби Леви: «Сердце и глаз — это два посредника в совершении грехов. Стих говорит: “Отдай, сын мой, свое сердце Мне, и глаза твои пусть будут направлены на Мой путь” (Мишлей 23). Сказал Святой, благословен Он: “Если ты отдашь Мне свое сердце и свои глаза, Я буду знать, что ты — Мой”»

(Йерушалми, Брахот 1: 5)

Когда дверь закрыта, но не заперта

  • Если дверь, открывающаяся в общественное владение, закрыта, но не заперта на замок, и в это помещение можно зайти снаружи, среди наших великих поским есть такие, которые полагают, что и в этом случае разрешено уединяться, полагаясь на «дверь, открытую в общественное владение»2.

Некоторые поским придерживаются мнения, по которому, если дверь закрыта (хотя и не заперта), йихуд запрещен3.

  • Если очевидно, что в это помещение никто не войдет, не постучав предварительно и не получив разрешения зайти, йихуд запрещен4.
  • В каждом сомнительном случае (а в рамках этого закона различают много различных ситуаций) следует узнать мнение раввина, имеющего право выносить постановления.

Дверь, открытая в общественное владение, в ночные часы

  • Разрешение йихуда в случае, когда дверь открыта в общественное владение, действует только в то время, когда на прилегающей улице и т.д. есть прохожие, другими словами, днем и вечером. Ночью же, когда прохожих нет, йихуд запрещен5.
  • Часы, в которые на улице нет прохожих, различаются в зависимости от конкретного места. Как правило, в больших городах на улицах остаются прохожие до более позднего времени, и так далее6.
  • Если помещение освещено и в нем есть дверь, открытая в общественное владение (именно действительно открытая, а не «закрытая и не запертая»), в этом помещении разрешен йихуд даже в более поздние ночные часы. Также и здесь закон изменяется в зависимости от окружающих условий, другими словами, от того, ходят ли в эти часы по улице прохожие и т.д.7.

Дверь, открытая на запертую лестничную клетку или в запертый двор

  • Если дверь из места йихуда (квартиры, комнаты и т.д.) открыта во двор или на лестницу, куда выходят и другие квартиры и где бывает много людей, йихуд в этом месте разрешен, даже если дверь, выходящая из лестничной клетки или со двора на улицу, заперта8.
  • Йихуд в такой квартире (в которой есть открытая дверь, описанная выше,) разрешен даже в случае, когда соседи находятся у себя в квартирах, при условии, что они могут войти в квартиру, в которой находятся эти мужчина и женщина.

Если у соседей не принято заходить в эту квартиру, йихуд в ней запрещен, даже если дверь закрыта, но не заперта9.

Если в соседних квартирах или во дворе живут только женщины — йихуд запрещен.

  • Если во дворе или в соседних квартирах живет не много людей, а есть только «охранник», избавляющий от запрещенного йихуда, йихуд будет разрешен только в случае, когда у этого «охранника» принято заходить в квартиру, в которой происходит йихуд.

Законы «охранника» приводятся ниже, в главе 8. «Охранниками» являются: женщина, муж которой находится в этом же городе, его мать или дочь, ее отец, ее сын, ее брат, мальчик или девочка в возрасте «охранника», и другие.

Квартира с выходом во двор или на лестницу

  • Если отдельный дом имеет выход во двор, который, в свою очередь, имеет выход в общественное владение — в этом доме разрешено уединяться10.
  • Таким же образом, если квартира имеет выход на лестницу, а лестница — выход в общественное владение, йихуд разрешен.

Раби Майша, внук раби Йеошуа бен Леви, говорит: «Всякий, кто видит непристойное зрелище и не дает своим глазам насытиться им, удостаивается приветствовать Шехину, поскольку стих говорит: “И зажмуривающий глаза, чтобы не видеть запрещенного…” (Йешайя 33) — а что сказано затем? “Он в высях будет обитать”; и сказано также: “Царя во всей Его красе увидят твои глаза” (там же)».

(Дерех эрец раба 1)

Йихуд во внутренней комнате квартиры

  • Разрешение уединяться действует и по отношению к внутренним комнатам квартиры, если дверь квартиры открыта в общественное владение. Там разрешено уединяться, поскольку уединяющиеся там опасаются, что кто-то может войти и в эту комнату. (Еще одно мнение см. в примечании)11.
  • В комнате, куда не принято заходить посторонним, например: в ванной, в чулане (кладовке) и т.д. запрещено уединяться, даже если дверь закрыта, но не заперта12.

Окно, выходящее в общественное владение

  • Разрешение уединяться при наличии выхода, открытого в общественное владение, сохраняется и в случае, когда открытой двери нет, но есть окно, выходящее в общественное владение или во двор, где ходят люди, через которое можно видеть все, происходящее в комнате (см. примечание)13.
  • Чтобы можно было видеть происходящее в комнате, окно не должно быть расположено выше, чем глаза прохожих, не должно быть задернуто занавеской и т.д.14.

Если уединяющийся — развратный мужчина, нееврей или имеет профессию, связанную с женщинами

  • Разрешение «входа, открытого в общественное владение», действует и в случае, когда уединяющийся — развратный мужчина (то есть человек, сознательно нарушающий законы Торы)15.
  • Это разрешение помогает даже в случае, когда еврейская женщина уединяется с неевреем (см. примечание)16.
  • Также человеку, чья профессия связана с женщинами (например, женскому портному, врачу и т.д., как сказано выше, в главе 4) разрешено уединяться с женщиной, если имеется вход, открытый в общественное владение17.

Если уединяющиеся близко знакомы (родственники, выросли вместе и т.д.)

  • Запрещено уединяться, даже при наличии входа, открытого в общественное владение, с женщиной, с которой мужчина находится в близких отношениях (например, если она — его родственница, если они выросли вместе и т.д.). На языке алахи это называется «женщина, которой он не стесняется»18.
  • Некоторые разрешают пир наличии входа, открытого в общественное владение, уединяться также с «женщиной, которой он не стесняется»19.

Места и ситуации, в которых необходимо остерегаться нарушения запрета йихуда

Приведем краткий список мест и ситуаций, в которых не действует разрешение «входа, открытого в общественное владение» (несмотря на то, что вход на самом деле открыт)20.

Закон в этих местах меняется в зависимости от времени суток и т.д. Если возникло алахическое сомнение, необходимо спросить раввина, имеющего право выносить постановления. Большинство случаев уже указано выше, и здесь они приведены лишь для полноты списка:

  • Квартира, расположенная на улице или в квартале, где никто не ходит.
  • Поздние ночные часы.
  • Места, в которые люди обычно не заходят, например: развалины, склады, квартиры на очень высоких этажах и т.д.21.
  • Место, в которое посторонним запрещено заходить, например: внутренние помещения предприятий, банков, военных лагерей и т.д.
  • Темное место, происходящего в котором вошедший совершенно не различает.
  • Если находящиеся в комнате заранее узнают, когда кто-то собирается войти туда, например, при наличии устройства, предупреждающего о посетителях, и т.д.22.

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»

1 Кидушин (81а) и Шульхан арух.

2 Сборник респонсов Рашбы, Радваз, Мабит, Рабейну Йона, Эзер мекудаш, Питхей тшува, Биньян Цион и Мааршам. См. Двар алаха, где приведены и все эти мнения, и мнение Хазон Иша. А в книге Петах абаитнаписано, что в словах Рашбы, Радваза и Мабита невозможно усмотреть доказательство того, что они разрешают йихуд, если дверь закрыта, но не заперта.

Сегодня двери многих квартир устроены так, что если они захлопнулись, открыть их снаружи невозможно (даже если их специально не запирали ключом). Такая дверь считается запертой, и при входе в такую квартиру необходимо проследить, чтобы дверь не захлопнулась, иначе возникнет ситуация запрещенного йихуда.

3 Тшувот раби Акива Эйгер, Бейт Меир, Бейт Шломо, Нехпа бакесеф (эту книгу написал раби Навон, наставник Хиды). См. также Довев мейшарим, Шевет а-Леви и Петах абаит.

4 Радваз, Тшувот Бней Цион и Петах абаит.

5 Кнессет агдола (приводится в Баэр эйтев), Биркей Йосеф, Питхей тшува, Хохмат Адам и Двар алаха.

6 В Двар алаха говорится, что Хазон Иш постановил для своего времени, что в Бней-Браке прохожие остаются на улице и йихуд разрешен до 10 часов вечера. Понятно, что это время будет меняться в зависимости от места и эпохи. Я слышал от раввинов, имеющих право выносить постановления, что сегодня в больших городах, таких, как Иерусалим и Бней-Брак, до 11 часов ночи дверь, несомненно, считается «открытой в общественное владение». В отношении более позднего времени все зависит от местных условий; см. Петах абаит.

7 См. Двар алаха и Петах абаит. Там же говорится о том, каков закон большого города, в котором люди ходят по улице даже в самые поздние ночные часы, в ситуации, когда дверь по-настоящему открыта в общественное владение, но помещение не освещено.

8 Двар алаха. Там также приводятся другие подробности этого закона. См. также Петах абаит. Хохмат Адам сомневается в этом законе, поскольку, возможно, разрешение йихуда действует только в случае, когда дверь открыта в настоящее общественное владение, а не во двор.

9 Там же.

10 Эзер мекудаш, Биньян Цион, Кнессет агдола, и см. Двар алаха и Петах абаит.

11 Эзер мекудаш, Биньян Цион, Кнессет агдола, Двар алаха, и см. дополнительные подробности в Петах абаит.

Некоторые запрещают уединяться в этих местах. Согласно их мнению, разрешено уединяться, полагаясь на «открытый выход в общественное владение», только в случае, когда проходящие по улице могут от входа увидеть место уединения без необходимости входить в саму комнату. (См. Двар алаха, а также Шевет а-Леви и Петах абаит).

12 Радваз, Питхей тшува, и см. Двар алаха.

13 Респонсы Нода биуда, Эзер мекудаш, и см. Двар алаха. Этот закон относится к случаю, когда через окно видно все, что происходит в комнате. В случае, когда через окно видна лишь часть комнаты, следует запрещать йихуд, согласно закону «внутренней и наружной комнат», приведенному в главе 7. См. Петах абаит. Двар алаха разрешает йихуд в той части комнаты, которую видно из окна.

14 См. Двар алаха относительно окон, которые расположены выше улицы: чтобы увидеть происходящее в комнате, необходимо невысоко вскарабкаться. См. сказанное об это в Петах абаит. И см. в Двар алаха и Петах абаит о том, каков будет закон, если окно выходит не в общественное владение, а расположено напротив окна другой квартиры и т.д.

15 Двар алаха. См. Биркей Йосеф и Питхей тшува.

16 Респонсы Рашбы, Радваз и Двар алаха. Разрешение уединяться с неевреем действует только в случае, когда нет опасности изнасилования.

17 Биркей Йосеф, Питхей тшува, Хикрей лев, и см. Двар алаха.

18 Рабейну Йерухам, Биркей Йосеф, Хелкат мехокек, Нода биуда, раби Акива Эйгер, и см. Двар алаха и Петах абаит.

19 Биркей Йосеф, Таз, и см. Шевет а-Леви.

20 См. Двар алаха о том, что есть некоторые авторитеты, устрожающие требования закона и запрещающие йихуд даже в случае, когда имеется вход, открытый в общественное владение. А в Петах абаит написано, что этот запрет представляет собой «украшение заповеди» (и не обязателен для соблюдения — перев.), так как по букве закона такое уединение, несомненно, разрешено.

21 Дополнительные подробности см. в Двар алаха.

22 См. Эзер мекудаш.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.