Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тот, кто чувствует себя уверенно в этом мире, чужак на небесах. И наоборот»Рабби Иехиэль-Михл из Злочева
Мужчине разрешено уединиться с женщиной, если его жена находится вместе с ним

Йоси Аглили шел по дороге и встретил Брурию. Он спросил ее: «По какой дороге мы пойдем к городу Луду?» Сказала ему: «Глупец Глили, разве не сказали мудрецы: “Не умножай разговоры с женщиной”? Тебе нужно было сказать: “По какой к Луду?”!»

(Эрувин 53б)

  • Мужчине разрешено уединиться с женщиной, если его жена находится вместе с ним. Причина разрешения состоит в том, что его жена охраняет его1.
  • Это разрешение действует только при йихуде с евреем. Еврейской женщине запрещено уединяться с неевреем, даже если его жена находится вместе с ним2.
  • Запрет йихуда с неевреем сохраняется даже в случае, когда неевреев много и их жены находятся вместе с ними3.
  • Вот что пишет Шульхан арух (Эвен аэзер 22: 3):

«И любой женщине, с которой мужчине запрещен йихуд, разрешается уединяться с ним, если его жена находится с ним, так как жена охраняет его. Но еврейке не следует уединяться с неевреем, несмотря на то, что его жена находится с ним».

Должна ли жена находиться в той же квартире?

  • «Жена его охраняет»имеется в виду, что жена находится именно с ним4. Однако нет необходимости, чтобы она находилась в одном доме с ним. Если она находится в другом доме в том же дворе, или если она находится недалеко от дома и в ее обычае в таких случаях возвращаться домой — она тоже «охраняет его»5.
  • В примечаниях приведены другие мнения поским относительно правила «его жена охраняет его»6.

Закон «его жена охраняет его» в применении к развратному мужчине и другие законы

  • Разрешение йихуда в случае, когда «его жена охраняет его», действует также в случае йихуда с развратным мужчиной7.
  • Охрана жены помогает даже в случае, когда муж уединяется с женщиной, «к которой он привык» (с которой находится в близких отношениях)8.
  • Тому, чья профессия связана с женщинами, Рамбам, Шульхан арух и еще многие ришоним и поским разрешают уединяться с другой женщиной, если «его жена охраняет его». Но есть и мнения, которые в этом случае запрещают йихуд9.

Выше, в главе 4, приведены алахические определения «профессии, связанной с женщинами».

«Его жена охраняет его» в дороге, ночью и в случае постоянного проживания

  • Разрешение «его жена охраняет его» действует также в дороге, в поле и т.д.10.
  • Мужчине разрешено уединяться даже ночью, если «его жена охраняет его»11.
  • Если «его жена охраняет его», разрешено не только уединяться с другой женщиной, но даже постоянно проживать с ней, при условии соблюдения подобающих ограничений, налагаемых скромностью в соответствии с обычаем Торы12.

«Его жена охраняет его» в случае, если она спит или если она слепая

  • Разрешение йихуда «его жена охраняет его» действует также в те часы, когда его жена спит13.
  • Если его жена слепая, но понимает происходящее с помощью органов слуха, осязания и т.д., из слов Хиды следует, что разрешение «его жена охраняет его» сохраняется; но Апей зутрей запрещает (йихуд) (см. примечание)14.

Сказал рав Ахай бар рав Йошия: «Всякий, кто всматривается в женщин, в конце концов, согрешит. Всякий, кто отвращает себя от греха и не совершает его, пусть даже он простой еврей, достоин принести жертву всесожжения на жертвеннике, как первосвященник».

(Кала рабати 2)

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»

1 Мишна в трактате Кидушин (80б), Рамбам, Шульхан арух.

2 Шульхан арух.

3 Шульхан арух согласно трактату Авода зара, и см. Двар алаха.

4 Меири, Бней Хаяй, Мааршам, Эзер мекудаш, см. также Игрот Моше и Шевет а-Леви, и см. Петах абаит.

5 Бней Хаяй, Маасе рокеах, Биркей Йосеф.

6 Существует мнение, по которому разрешение «его жена охраняет его» действует также в случае, когда жена не находится с ним в одной квартире, но находится в том же городе (Имрей йошер. И см. Шевет а-Леви относительно очень большого города, такого, как Нью-Йорк — считается ли он одним городом. И см. Двар алаха).

Согласно мнениям, разрешающим применение этого правила в случае, когда жена находится с ним в одном городе, речь идет только о случае, когда йихуд происходит у него дома или на его постоянном рабочем месте, а у его жены в обычае бывать там. Но если его жена не знает, где он находится, или если у нее не в обычае бывать в месте йихуда, разрешение «его жена его охраняет» не действует. (Имрей йошер и Бейт Шмуэль, Двар алаха).

7 Сборник респонсов Шоэль умешив. И см. мнение Двар алаха согласно подходам Рамбама, Тура и Шульхан аруха, которые полагают, что обычные мужчины являются развратными, и все же разрешают йихуд при условии, что «его жена охраняет его»см. первоисточник.

8 Рашба, Хида, Двар алаха.

9 Мнения ришоним и поским подробно приведены в Двар алаха. См. также Шевет а-Леви и Петах абаит.

10 Пней Йеошуа, Питхей тшува и Двар алаха.

11 Мишна в трактате Кидушин, 80а: «Во время, когда жена его с ним, и спит с ними на постоялом дворе и т.д.». Меири и Пней Йеошуа, а также Двар алаха. См. также, что написали об этом Эзер мекудаш и Шевет а-Леви.

12 Раанах, Перах матэ Аарон, Зхута леАвраам, Хида, Эйн Ицхак, Двар алаха и Петах абаит. И см. Шевет а-Леви, где сказано, что в случае постоянного проживания с другой женщиной есть опасение нарушения различных запретов (греховные мысли и т.д.).

13 В Мишне в трактате Кидушин (80б) сказано: «И спит с ними на постоялом дворе, поскольку его жена охраняет его». Из смысла этих слов Мишны можно понять, что (разрешение действует) даже тогда, когда его жена спит. Так написал Меири, и так же объясняет Пней Йеошуа. И см. Двар алаха и Петах абаит, где сказано, что таково мнение всех поским (и см. сказанное в Двар алаха от имени Апей зутрей).

14 Хида и Апей зутрей; и этот вопрос подробно рассматривает Двар алаха. Стоит добавить, что если его жена находится вместе с ним и воспринимает происходящее через слух, осязание и т.д., по-видимому, существует разрешение «его жена охраняет его», так как она почувствует (измену супруга).


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?