Из цикла «Законы ихуда», темы: Законы Ихуда, Скромность, Зеев Гринвальд, Муж и Жена
Йоси Аглили шел по дороге и встретил Брурию. Он спросил ее: «По какой дороге мы пойдем к городу Луду?» Сказала ему: «Глупец Глили, разве не сказали мудрецы: “Не умножай разговоры с женщиной”? Тебе нужно было сказать: “По какой к Луду?”!»
(Эрувин 53б)
«И любой женщине, с которой мужчине запрещен йихуд, разрешается уединяться с ним, если его жена находится с ним, так как жена охраняет его. Но еврейке не следует уединяться с неевреем, несмотря на то, что его жена находится с ним».
Выше, в главе 4, приведены алахические определения «профессии, связанной с женщинами».
Сказал рав Ахай бар рав Йошия: «Всякий, кто всматривается в женщин, в конце концов, согрешит. Всякий, кто отвращает себя от греха и не совершает его, пусть даже он простой еврей, достоин принести жертву всесожжения на жертвеннике, как первосвященник».
(Кала рабати 2)
Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»
1 Мишна в трактате Кидушин (80б), Рамбам, Шульхан арух.
2 Шульхан арух.
3 Шульхан арух согласно трактату Авода зара, и см. Двар алаха.
4 Меири, Бней Хаяй, Мааршам, Эзер мекудаш, см. также Игрот Моше и Шевет а-Леви, и см. Петах абаит.
5 Бней Хаяй, Маасе рокеах, Биркей Йосеф.
6 Существует мнение, по которому разрешение «его жена охраняет его» действует также в случае, когда жена не находится с ним в одной квартире, но находится в том же городе (Имрей йошер. И см. Шевет а-Леви относительно очень большого города, такого, как Нью-Йорк — считается ли он одним городом. И см. Двар алаха).
Согласно мнениям, разрешающим применение этого правила в случае, когда жена находится с ним в одном городе, речь идет только о случае, когда йихуд происходит у него дома или на его постоянном рабочем месте, а у его жены в обычае бывать там. Но если его жена не знает, где он находится, или если у нее не в обычае бывать в месте йихуда, разрешение «его жена его охраняет» не действует. (Имрей йошер и Бейт Шмуэль, Двар алаха).
7 Сборник респонсов Шоэль умешив. И см. мнение Двар алаха согласно подходам Рамбама, Тура и Шульхан аруха, которые полагают, что обычные мужчины являются развратными, и все же разрешают йихуд при условии, что «его жена охраняет его» —см. первоисточник.
8 Рашба, Хида, Двар алаха.
9 Мнения ришоним и поским подробно приведены в Двар алаха. См. также Шевет а-Леви и Петах абаит.
10 Пней Йеошуа, Питхей тшува и Двар алаха.
11 Мишна в трактате Кидушин, 80а: «Во время, когда жена его с ним, и спит с ними на постоялом дворе и т.д.». Меири и Пней Йеошуа, а также Двар алаха. См. также, что написали об этом Эзер мекудаш и Шевет а-Леви.
12 Раанах, Перах матэ Аарон, Зхута леАвраам, Хида, Эйн Ицхак, Двар алаха и Петах абаит. И см. Шевет а-Леви, где сказано, что в случае постоянного проживания с другой женщиной есть опасение нарушения различных запретов (греховные мысли и т.д.).
13 В Мишне в трактате Кидушин (80б) сказано: «И спит с ними на постоялом дворе, поскольку его жена охраняет его». Из смысла этих слов Мишны можно понять, что (разрешение действует) даже тогда, когда его жена спит. Так написал Меири, и так же объясняет Пней Йеошуа. И см. Двар алаха и Петах абаит, где сказано, что таково мнение всех поским (и см. сказанное в Двар алаха от имени Апей зутрей).
14 Хида и Апей зутрей; и этот вопрос подробно рассматривает Двар алаха. Стоит добавить, что если его жена находится вместе с ним и воспринимает происходящее через слух, осязание и т.д., по-видимому, существует разрешение «его жена охраняет его», так как она почувствует (измену супруга).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?