Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сказал раби Йоханан: Мы выводим боязнь греха из истории с девушкой, а получение награды — из истории с вдовой. Боязнь греха из истории с девушкой — каким образом? Раби Йоханан услышал, как одна девушка пала ниц и молилась: «Властелин мира! Ты сотворил Ган Эден, и Ты сотворил Геином. Ты сотворил праведников (чтобы они унаследовали Ган Эден), и ты сотворил злодеев (чтобы они унаследовали Геином). Да будет Твоя воля, чтобы не согрешили из-за меня люди (не потеряли бы свою долю в Ган Эдене и не приобрели бы долю в Геиноме)». Запрет йихуда с родственницами. Мужчине запрещено уединяться с женщиной, которая ему запрещена, как сказано в Шульхан арухе: «Запрещено уединяться с любой женщиной, запрещенной мужчине как эрва (то есть, за связь с которой положено наказание карет — перев.), как пожилой, так и молодой, ибо это ведет к запретной связи с запрещенной женщиной». Мужчине запрещено уединяться с женщинами из его семьи, как то: тетей, мачехой, двоюродной сестрой по женской или мужской линии, сестрой жены, дочерью брата, дочерью сестры, невесткой, тещей, женой сына, падчерицей и другими.

Сказал раби Йоханан: Мы выводим боязнь греха из истории с девушкой, а получение награды — из истории с вдовой. Боязнь греха из истории с девушкой — каким образом? Раби Йоханан услышал, как одна девушка пала ниц и молилась: «Властелин мира! Ты сотворил Ган Эден, и Ты сотворил Геином. Ты сотворил праведников (чтобы они унаследовали Ган Эден), и ты сотворил злодеев (чтобы они унаследовали Геином). Да будет Твоя воля, чтобы не согрешили из-за меня люди (не потеряли бы свою долю в Ган Эдене и не приобрели бы долю в Геиноме)».

(Сота 22)

Запрет йихуда с родственницами

  • Мужчине запрещено уединяться с женщиной, которая ему запрещена, как сказано в Шульхан арухе(Эвен аэзер22: 1):

«Запрещено уединяться с любой женщиной, запрещенной мужчине как эрва (то есть, за связь с которой положено наказание карет — перев.), как пожилой, так и молодой, ибо это ведет к запретной связи с запрещенной женщиной».

  • Мужчине запрещено уединяться с женщинами из его семьи, как то: тетей, мачехой, двоюродной сестрой по женской или мужской линии, сестрой жены, дочерью брата, дочерью сестры, невесткой, тещей, женой сына, падчерицей и другими1.
  • Ниже в этой же главе будет сказано, что разрешено уединяться с матерью, дочерью и сестрой.

Женщины, с которыми запрещен йихуд законом Торы и постановлением мудрецов

Мы приведем неполный список женщин, с которыми запрещено уединяться, и отметим по каждому пункту списка, является ли запрет законом Торы или постановлением мудрецов.

  • С женщинами, на которых запрещено жениться, такими, как члены семьи этого мужчины (их список приводится в этой главе) или замужние, запрещено уединяться по закону Торы2.
  • Женщины, запрещенные требующей или запрещающей заповедью (а не запретом карет или смертной казни, как члены его семьи или замужние), например, запрещенная коэну женщина. По некоторым мнениям, йихуд с ними запрещен Торой3, а по некоторым — постановлением мудрецов4.
  • Относительно запрета йихуда с незамужней женщиной, которая является нидой, и с незамужней, которая не является нидой, см. в этой же главе.
  • Относительно йихуда женщины с неевреем или мужчины с нееврейкой см. в этой же главе.
  • Йихуд мужчины с двумя женщинами запрещен только постановлением мудрецов5.

Запрет йихуда с незамужней женщиной

  • Как сказано выше, запрет йихуда с запрещенной женщиной является запретом Торы.
  • Йихуд с незамужней женщиной (которая не является нидой) запрещен постановлением мудрецов.

Давид и его бейт-дин вынесли постановление, запрещающее йихуд с незамужней женщиной. Вот что сказано в Шульхан арухе(Эвен аэзер22: 2):

«Когда произошла история с Амноном и Тамар, Давид и его бейт-дин вынесли запрет уединяться с незамужней женщиной. И, несмотря на то, что она не является эрвой для мужчины (не запрещена под страхом карет — перев.), к ней относится запрет уединяться с запрещенными женщинами. А Шамай и Гилель вынесли постановление, запрещающее уединение с нееврейкой. Получается, что если мужчина уединяется с женщиной, с которой ему запрещено уединяться, будь она еврейкой или нееврейкой, они оба, как мужчина, так и женщина, подвергаются наказанию палками за нарушение постановления мудрецов (макат мардут), и об этом наказании публично объявляют».

***

  • Йихуд с незамужней женщиной, которая находится в состоянии ниды, запрещен по закону Торы, как запрет йихуда с другими запрещенными женщинами (см. примечание)6.
  • Женщины и девушки в возрасте 12-ти лет и старше считаются находящимися в состоянии ниды7 (так как незамужние женщины не окунаются в микву), и уединение с ними запрещено по закону Торы.

Запрет и разрешения йихуда с женой в состоянии ниды

  • Мужчине разрешено уединяться с женой в состоянии ниды8.
  • Если невеста во время хупы находится в состоянии ниды (или пришла в состоянии ниды уже после хупы, но до первой физической близости), ей запрещено уединение с мужем9.
  • Если молодая жена находится в состоянии ниды, принято, чтобы ночью при молодых находились мальчик и девочка в возрасте от 6 лет и старше (см. примечание)10, а днем им разрешено уединяться в присутствии одного мальчика или одной девочки11.

     

    Ниже, в главе 8, приводятся законы «охранника», снимающего проблему йихуда12.

Запрет йихуда жениха с невестой

  • Жениху запрещено уединяться с невестой до свадьбы.
  • Это закон понятен и без объяснений и записан ясно, чтобы избежать нарушений запрета, которые могли бы произойти.
  • Хафец Хаим в своей книге Гедер Олам тоже счел правильным подчеркнуть этот запрет, и вот что он написал:

«И знай, что даже если она в будущем должна стать его женой, как, например, если они уже подписали тнаим — документ об условиях заключения брака,даже если он облегчает для себя требования закона и разрешает себе прогуливаться с ней, он все же должен остерегаться уединяться с ней так, чтобы с ними никого не было, потому что в этом отношении она ничем не отличается от других женщин».

Сказал раби Шмуэль бар Нахмани, Сказал раби Йоханан: «Молодая жена, которая ведет себя скромно в доме свекра, удостоится того, чтобы от нее произошли цари и пророки. Откуда мы это знаем? От Тамар. Пророки — ибо сказано: “Видение Йешаяу, сына Амоца” (Йешаяу 1). А цари — от Давида.»

(Сота 10б)

Запрет йихуда с неевреем

  • Мужчине запрещено уединяться с нееврейкой, как сказано в Шульхан арухе (Эвен аэзер 22: 2): «Шамай и Гилель вынесли постановление, запрещающее уединение с нееврейкой». Этот запрет — постановление мудрецов13.
  • Женщине запрещено уединяться с неевреем, как сказано в Шульхан арухе (там же, 22: 3): «Не следует еврейке уединяться с неевреем, даже если его жена (то есть жена нееврея) находится с ним».
  • Если еврейка, уединяющаяся с неевреем, является незамужней, уединение запрещено постановлением мудрецов14.
  • Если еврейка замужем, по некоторым мнениям для нее запрет уединения с неевреем — это запрет Торы15. А некоторые считают, что даже для замужней женщины запрет уединения с неевреем — это запрет мудрецов16.

Разрешение отцу уединяться с дочерью, а матери — с сыном

  • Отцу разрешено уединяться17 и постоянно проживать18 с дочерью, и матери разрешено уединяться и постоянно проживать с сыном.

Об этом говорится в Шульхан арухе (Эвен аэзер 22: 1):

«Запрещено уединяться с любой женщиной, запрещенной как эрва и т.д., поскольку это приводит к запрещенным связям, кроме уединения матери с сыном и отца с дочерью».

  • Разрешение йихудаостается в силе также с женатым сыном и замужней дочерью19.

Разрешение йихуда с дочерью

  • Мужчине разрешено уединяться и постоянно проживать с внучкой (дочерью его сына или дочерью его дочери)20.
  • Женщине разрешено уединяться и постоянно проживать с внуком (сыном ее сына или сыном ее дочери).
  • Йихуд остается разрешенным и со следующими поколениями (с правнучкой или праправнучкой).

Йихуд с сестрой

  • Разрешено уединяться с сестрой время от времени21, но не следует проживать с ней постоянно (в ситуации йихуда).
  • Брату разрешается уединяться с сестрой, когда они гостят друг у друга и т.д. (то есть, если речь идет о временном йихуде). Однако если они живут только вдвоем и постоянно ночуют вместе, это считается постоянным йихудом и запрещено (дополнительные подробности в примечании)22.
  • Если брат и сестра живут с родителями и иногда, когда родители уезжают, остаются жить вместе — это считается йихудом, происходящим время от времени, и разрешено23.
  • Разрешение йихуда остается в силе также в ситуации, когда сестра замужем24.
  • В местах, где неизвестно, что они — брат и сестра, им следует воздерживаться от ночевки в одной комнате, чтобы избежать подозрений25.

1 Имрей йошер и Хикрей лев, Двар алаха. В книге Петах абаит подробно приводятся мнения поским, запрещающих йихуд с этими родственницами.

2 Сэфер ахинух, Тур, Хохмат Адам, Арух ашульхан.

3 Приша, Бейт Шмуэль и Баэр эйтев, Хохмат Адам и другие. Таково же мнение Хазон Иша, которое приводит Двар алаха.

4 Кирьят сэфер, Ацей аразим и др.

5 Сборник респонсов Рашбы, Хавот Яир, Хохмат Адам, Питхей тшува и Двар алаха. Мааршам указывает, что это — запрет Торы, о чем говорит Двар алаха. В книге Петах абаит на основе мнений Рамбама и Рабейну Хаима доказывается, что запрет йихуда с двумя женщинами — это постановление мудрецов.

6 Риваш, Маараш Абуав, Хохмат Адам и другие пишут, что это — запрет Торы. По мнению Рабби Йицхака Эльханана, запрет йихуда с незамужней женщиной в состоянии ниды — это запрет по постановлению мудрецов. Следует прочесть то, что написал Двар алаха 1: 3 в добавлениях о том, что считает Нода биуда и Бейт Моше. Хафец Хаим пишет, что это — запрет Торы, и см. Петах абаит.

7 Шульхан арух и Мишна Брура.

8 В трактате Санхедрин (37а) объясняется, что выражение «огражденная лилиями» (Шир аширим гл. 7) означает: «Даже если она ограждена лилиями, в ее ограде не сделают пролома». Тосафот там же пишут, что, поскольку жена в состоянии ниды в конце концов будет разрешена мужу, Тора не запретила уединяться с ней. Такое же постановление вынес Шульхан арух.

9 Об этом говорится в трактате Ктубот 4б, и в Шульхан арухе (Эвен аэзер 22: 1): «Если молодая жена оказалась в состояние ниды прежде, чем молодой муж совершил половой акт, ему запрещено уединяться с ней. Он должен спать среди мужчин, а она — среди женщин».

10 Если с молодой женой спит женщина, и эта женщина запирает дверь на ключ, который оставляет у себя, запрет йихуда не нарушается, даже если с женихом не находится другой мужчина. И наоборот: если мужчина спит в одном помещении с молодым мужем и запирает дверь на ключ, и т.д., см. Петах абаит и Кицур илхот нида.

11 Рама. Махацит ашекель пишет: «Ночью нужны два охранника и т.д.; днем тоже нужен охранник, однако достаточно несовершеннолетнего или несовершеннолетней. То же самое говорит Хазон Иш. Следует отметить, что взрослый мужчина и взрослая женщина тоже считаются “охранниками”, однако принято приглашать для этого детей по соображениям скромности, см. Петах абаит».

12 Раввин, имеющий право выносить алахические постановления, может объяснить, как следует вести себя в этих ситуациях, и какие еще существуют способы вести себя разрешенным образом (дверь, открытая в общественное владение, и т.д.).

13 Тур, Шульхан арух, Хохмат Адам.

14 Ям шель Шломо, Эзер мекудаш, Питхей тшува, Хохмат Адам. Запрет уединения с неевреем связан с опасностью изнасилования, а многие поским опасаются также и соблазнения; см. Петах абаит.

15 См. Минхат хинух, что по мнению Приши и других поским, которые считают, что уединение с теми, кто запрещен предписывающей или запрещающей заповедью, запрещено по закону Торы, и уединение замужней женщины с неевреем запрещено по закону Торы.

16 Минхат хинух согласно мнению Мабита, и см. Двар алаха.

17 В стихе, из которого выводится запрет йихуда, сказано: «Если станет соблазнять тебя брат твой, сын матери твоей…». В трактате Кидушин этот стих толкуется следующим образом: «Разве только сын матери может соблазнять (служить идолам), а сын отца не может соблазнять? Поэтому (на самом деле стих) хочет сказать тебе: сын может уединяться с матерью, но запрещено уединяться со всеми остальными запрещенными женщинами (эрва) из Торы». И см. также Двар алаха.

18 Хохмат Адам, Хелкат мехокек.

19 Йерушалми Сота, Мишнэ лемелех.

20 Бах, Питхей тшува и Биркей Йосеф, и это очевидно из барайтыв трактате Смахот; и см. Петах абаит, где приводятся мнения других поским, разрешающих это. В книге Од Йосеф хай также разрешается йихуд с внучкой. В книге Двар алаха приводится рассуждение на эту тему Нода биуда.

21 Трактат Кидушин, 81б. Поским спорят на эту тему, и их мнения приводятся в Двар алаха. Там сказано, что большинство поским разрешают это, и что таково же мнение Хазон Иша.

22 Некоторые пишут, что до тридцати дней это уединение называется временным йихудом и разрешено (Имрей йошер и Двар алаха). А некоторые пишут, что разрешен лишь йихуд на совсем короткое время (Кицур Пискей а-Рош и Бейт Шмуэль). По их словам, брату и сестре запрещено постоянно проживать в одной квартире даже меньше тридцати дней. Однако если брат временно гостит у сестры или наоборот, это считается временным йихудом и им разрешено даже спать там ночью; и так же пишет Шевет а-Леви; и см. Двар алаха.

23 Двар алаха, Хазон Иш и Нахалат Давид.

24 Двар алаха от имени Мишнэ лемелех.

25 Имрей йошер.

Читайте также: тема Еврейские законы — Алаха


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.