Из цикла «Законы ихуда», темы: Невеста, Законы Ихуда, Неевреи, Зеев Гринвальд, Еврейский закон, Бней Ноах, Материалы для Бней Ноах
Сказал раби Йоханан: Мы выводим боязнь греха из истории с девушкой, а получение награды — из истории с вдовой. Боязнь греха из истории с девушкой — каким образом? Раби Йоханан услышал, как одна девушка пала ниц и молилась: «Властелин мира! Ты сотворил Ган Эден, и Ты сотворил Геином. Ты сотворил праведников (чтобы они унаследовали Ган Эден), и ты сотворил злодеев (чтобы они унаследовали Геином). Да будет Твоя воля, чтобы не согрешили из-за меня люди (не потеряли бы свою долю в Ган Эдене и не приобрели бы долю в Геиноме)».
(Сота 22)
«Запрещено уединяться с любой женщиной, запрещенной мужчине как эрва (то есть, за связь с которой положено наказание карет — перев.), как пожилой, так и молодой, ибо это ведет к запретной связи с запрещенной женщиной».
Мы приведем неполный список женщин, с которыми запрещено уединяться, и отметим по каждому пункту списка, является ли запрет законом Торы или постановлением мудрецов.
Давид и его бейт-дин вынесли постановление, запрещающее йихуд с незамужней женщиной. Вот что сказано в Шульхан арухе(Эвен аэзер22: 2):
«Когда произошла история с Амноном и Тамар, Давид и его бейт-дин вынесли запрет уединяться с незамужней женщиной. И, несмотря на то, что она не является эрвой для мужчины (не запрещена под страхом карет — перев.), к ней относится запрет уединяться с запрещенными женщинами. А Шамай и Гилель вынесли постановление, запрещающее уединение с нееврейкой. Получается, что если мужчина уединяется с женщиной, с которой ему запрещено уединяться, будь она еврейкой или нееврейкой, они оба, как мужчина, так и женщина, подвергаются наказанию палками за нарушение постановления мудрецов (макат мардут), и об этом наказании публично объявляют».
***
Ниже, в главе 8, приводятся законы «охранника», снимающего проблему йихуда12.
«И знай, что даже если она в будущем должна стать его женой, как, например, если они уже подписали тнаим — документ об условиях заключения брака, —даже если он облегчает для себя требования закона и разрешает себе прогуливаться с ней, он все же должен остерегаться уединяться с ней так, чтобы с ними никого не было, потому что в этом отношении она ничем не отличается от других женщин».
Сказал раби Шмуэль бар Нахмани, Сказал раби Йоханан: «Молодая жена, которая ведет себя скромно в доме свекра, удостоится того, чтобы от нее произошли цари и пророки. Откуда мы это знаем? От Тамар. Пророки — ибо сказано: “Видение Йешаяу, сына Амоца” (Йешаяу 1). А цари — от Давида.»
(Сота 10б)
Об этом говорится в Шульхан арухе (Эвен аэзер 22: 1):
«Запрещено уединяться с любой женщиной, запрещенной как эрва и т.д., поскольку это приводит к запрещенным связям, кроме уединения матери с сыном и отца с дочерью».
1 Имрей йошер и Хикрей лев, Двар алаха. В книге Петах абаит подробно приводятся мнения поским, запрещающих йихуд с этими родственницами.
2 Сэфер ахинух, Тур, Хохмат Адам, Арух ашульхан.
3 Приша, Бейт Шмуэль и Баэр эйтев, Хохмат Адам и другие. Таково же мнение Хазон Иша, которое приводит Двар алаха.
4 Кирьят сэфер, Ацей аразим и др.
5 Сборник респонсов Рашбы, Хавот Яир, Хохмат Адам, Питхей тшува и Двар алаха. Мааршам указывает, что это — запрет Торы, о чем говорит Двар алаха. В книге Петах абаит на основе мнений Рамбама и Рабейну Хаима доказывается, что запрет йихуда с двумя женщинами — это постановление мудрецов.
6 Риваш, Маараш Абуав, Хохмат Адам и другие пишут, что это — запрет Торы. По мнению Рабби Йицхака Эльханана, запрет йихуда с незамужней женщиной в состоянии ниды — это запрет по постановлению мудрецов. Следует прочесть то, что написал Двар алаха 1: 3 в добавлениях о том, что считает Нода биуда и Бейт Моше. Хафец Хаим пишет, что это — запрет Торы, и см. Петах абаит.
7 Шульхан арух и Мишна Брура.
8 В трактате Санхедрин (37а) объясняется, что выражение «огражденная лилиями» (Шир аширим гл. 7) означает: «Даже если она ограждена лилиями, в ее ограде не сделают пролома». Тосафот там же пишут, что, поскольку жена в состоянии ниды в конце концов будет разрешена мужу, Тора не запретила уединяться с ней. Такое же постановление вынес Шульхан арух.
9 Об этом говорится в трактате Ктубот 4б, и в Шульхан арухе (Эвен аэзер 22: 1): «Если молодая жена оказалась в состояние ниды прежде, чем молодой муж совершил половой акт, ему запрещено уединяться с ней. Он должен спать среди мужчин, а она — среди женщин».
10 Если с молодой женой спит женщина, и эта женщина запирает дверь на ключ, который оставляет у себя, запрет йихуда не нарушается, даже если с женихом не находится другой мужчина. И наоборот: если мужчина спит в одном помещении с молодым мужем и запирает дверь на ключ, и т.д., см. Петах абаит и Кицур илхот нида.
11 Рама. Махацит ашекель пишет: «Ночью нужны два охранника и т.д.; днем тоже нужен охранник, однако достаточно несовершеннолетнего или несовершеннолетней. То же самое говорит Хазон Иш. Следует отметить, что взрослый мужчина и взрослая женщина тоже считаются “охранниками”, однако принято приглашать для этого детей по соображениям скромности, см. Петах абаит».
12 Раввин, имеющий право выносить алахические постановления, может объяснить, как следует вести себя в этих ситуациях, и какие еще существуют способы вести себя разрешенным образом (дверь, открытая в общественное владение, и т.д.).
13 Тур, Шульхан арух, Хохмат Адам.
14 Ям шель Шломо, Эзер мекудаш, Питхей тшува, Хохмат Адам. Запрет уединения с неевреем связан с опасностью изнасилования, а многие поским опасаются также и соблазнения; см. Петах абаит.
15 См. Минхат хинух, что по мнению Приши и других поским, которые считают, что уединение с теми, кто запрещен предписывающей или запрещающей заповедью, запрещено по закону Торы, и уединение замужней женщины с неевреем запрещено по закону Торы.
16 Минхат хинух согласно мнению Мабита, и см. Двар алаха.
17 В стихе, из которого выводится запрет йихуда, сказано: «Если станет соблазнять тебя брат твой, сын матери твоей…». В трактате Кидушин этот стих толкуется следующим образом: «Разве только сын матери может соблазнять (служить идолам), а сын отца не может соблазнять? Поэтому (на самом деле стих) хочет сказать тебе: сын может уединяться с матерью, но запрещено уединяться со всеми остальными запрещенными женщинами (эрва) из Торы». И см. также Двар алаха.
18 Хохмат Адам, Хелкат мехокек.
19 Йерушалми Сота, Мишнэ лемелех.
20 Бах, Питхей тшува и Биркей Йосеф, и это очевидно из барайтыв трактате Смахот; и см. Петах абаит, где приводятся мнения других поским, разрешающих это. В книге Од Йосеф хай также разрешается йихуд с внучкой. В книге Двар алаха приводится рассуждение на эту тему Нода биуда.
21 Трактат Кидушин, 81б. Поским спорят на эту тему, и их мнения приводятся в Двар алаха. Там сказано, что большинство поским разрешают это, и что таково же мнение Хазон Иша.
22 Некоторые пишут, что до тридцати дней это уединение называется временным йихудом и разрешено (Имрей йошер и Двар алаха). А некоторые пишут, что разрешен лишь йихуд на совсем короткое время (Кицур Пискей а-Рош и Бейт Шмуэль). По их словам, брату и сестре запрещено постоянно проживать в одной квартире даже меньше тридцати дней. Однако если брат временно гостит у сестры или наоборот, это считается временным йихудом и им разрешено даже спать там ночью; и так же пишет Шевет а-Леви; и см. Двар алаха.
23 Двар алаха, Хазон Иш и Нахалат Давид.
24 Двар алаха от имени Мишнэ лемелех.
25 Имрей йошер.
Читайте также: тема Еврейские законы — Алаха
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»