Из цикла «Законы раскаяния», темы: Награда и наказание, Рамбам, Изучение Торы, Богобоязненность, Любовь к Б-гу
§1. Да не скажет человек: «Я буду исполнять заповеди Торы и постигать ее мудрость, чтобы удостоиться в этом мире благословений, обещанных Торой», или «буду делать это, чтобы удостоиться жизни в мире грядущем, и буду остерегаться преступить ее запреты, чтобы избежать проклятий, о которых предупредила она», или «буду поступать так, чтобы не лишиться удела в грядущем мире». Не следует служить Всевышнему таким образом. Идущий таким путем служит Всевышнему из страха. Не таков путь пророков, и не таков путь мудрецов. Так служат Всевышнему только невежды, женщины и дети, которых приучают служить Всевышнему из страха, пока они не обретут мудрость и не начнут служить Всевышнему из любви.
§2. Тот, кто служит Всевышнему из любви, изучает Тору, исполняет заповеди и следует путем мудрости без всякой корысти — не из страха наказания и не для того, чтобы удостоиться награды, но служа истине ради нее самой; а награда приходит сама по себе. Такое служение — высокая добродетель, не всякий мудрец достигает ее. Таким был Авраам, отец наш, которого Святой Творец, благословен Он, назвал «любящий меня», потому что Авраам служил Всевышнему только из любви. Стремиться к этой добродетели повелел нам Святой Творец, благословен Он, через Моше-рабейну, как сказано: «Люби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем своим, всей душой своею и всем существом своим» (Дварим, 6:5). И когда почувствует в себе человек истинную любовь ко Всевышнему, сразу же начнет он исполнять все заповеди с любовью к Нему.
§3. Что такое истинная любовь? Это любовь великая и могучая, пронизывающая душу, и человек погружен в нее постоянно. Мысли того, кто одержим любовной болезнью, заняты только любимой женщиной, он непрестанно думает о ней — сидит он или стоит, ест или пьет. Но сильнее этой любви любовь ко Всевышнему в сердцах любящих Его, проникнутых ею постоянно, как ведено: «Люби Г-спода… всем сердцем своим, всей душой своею и всем существом своим». Шломо образно сказал об этом от имени общины Израиля: «ибо я больна любовью» (Шир а-Ширим, 2:5). И вся Песнь Песней посвящена символическому описанию такой любви.
§4. Сказали древние мудрецы: «Может быть, ты скажешь: “Буду учить Тору, чтобы стать богатым, чтобы меня называли учителем, чтобы удостоиться награды в грядущем мире”? Так говорит Тора: “Из любви к Г-споду” (Дварим, 11:13) — все, что вы делаете, делайте из любви к Нему» (Сифрей, Экев, 41). И еще сказали мудрецы: «“Заповедей Его страстно жаждет” (Теилим, 112:1). Заповедей, а не награды за них» (Авода зара, 19а). И величайшие из мудрецов говорили самым разумным из своих учеников, когда оставались наедине с ними: «Не будьте подобны слугам, которые служат хозяину ради награды, но будьте как слуги, которые служат господину, не рассчитывая получить от него ничего» (Авот, 1:3) — то есть, служите Ему из любви.
§5. О всяком, кто занимается Торой ради награды или из страха наказания, говорят, что он изучает Тору не ради нее самой. О том же, кто делает это не из страха, не ради награды, но из любви к Владыке всей земли. Который повелел изучать ее, говорят, что он занимается Торой ради нее самой. И сказали мудрецы: «В любом случае человеку следует изучать Тору, даже если он делает это не ради нее самой. Ибо занимаясь ею таким образом, он в конце концов придет к изучению Торы ради нее самой». И поэтому когда начинают наставлять детей, женщин и любого несведущего человека, учат их сначала служить Всевышнему из страха или ради награды, и когда разовьется их ум и усовершенствуются они в мудрости, открывают им эту тайну служения из любви постепенно, понемногу приучая их к этой мысли, до тех пор, пока они не осознают и не постигнут ее и не начнут служить Всевышнему из любви к Нему.
§6. Известно и несомненно, что такая любовь к Святому Творцу, благословен Он, которая завладеет сердцем человека настолько, что он постоянно будет в ее власти и оставит все на свете, кроме нее, как повелел Всевышний: «Всем сердцем своим и всей душою своею» (Дварим, 6:5) — достижима лишь на пути постижения Всевышнего, и сила ее зависит от степени этого постижения. Потому должен человек посвятить себя изучению тех премудростей, которые дадут ему представление о его Владыке настолько, насколько это вообще возможно, — как объяснили мы это в «Законах об основных принципах Торы».
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?