Из цикла «Врата востока», темы: Испытания, Врата востока, Микец, Исраэль Спектор
וישלח פרעה ויקרא את-יוסף ויריצהו מן-הבור ויגלח ויחלף שמלתיו ויבא אל-פרעה
(41:14)
«И послал Фараон, и позвал Йосэфа; и вывели его поспешно из ямы. И он остригся, и переменил одежду свою, и пришёл к Фараону» (41:14)
Рабейну Барзилай из Барселоны, живший около тысячи лет назад, был представителем одной из родовитых семей Испании. В 18 лет он женился, и жена родила ему трёх сыновей. Но все сыновья, достигнув тридцатилетнего возраста, умерли, а вслед за ними заболела и умерла жена. Женился рав второй раз, и жена родила ему трёх сыновей и дочь. Но и эти дети, и жена умерли от эпидемии в один месяц. Женился рав в третий раз, и жена родила ему много детей — но и они все умерли вместе с матерью. Кроме того, дела рава пришли в упадок. Не осталось ничего, кроме дома и небольших средств, чтобы хоть как-то сводить концы с концами. Было тогда раву уже 70 лет.
В первую ночь Хануки увидел рав во сне страшного человека. Упал перед ним рав в страхе, но человек сказал: «Встань, ибо Г-сподь помазал тебя на царство!»
Наутро проснулся рав с радостным чувством, ибо сердце подсказывало ему, что появилась надежда.
Не прошли ещё дни Хануки, и началась война между Испанией и Португалией. Поскольку рав Барзилай был известен как человек честный, сведущий в торговле и ведении счетов, то поручили ему поставку продовольствия армии, определив прибыль в 2% и обеспечив в качестве задатка солидным капиталом. В течение всех трёх лет войны рав вёл дела исключительно порядочно, чем заслужил уважение короля. Рав разбогател и расширил дело. В возрасте 75 лет он женился, и родился у него в первый день Песаха сын, Йеуда бен Барзилай, ставший впоследствии равом Барселоны. Так осуществилось сказанное: «Лучше завершение, чем начало» — как в достатке, так и в сыновьях — ибо даже на грани отчаяния может прозвучать призыв: «Встань, пробудись, ибо Г-сподь помазал тебя на царство!»
ויסב מעליהם ויבך
(42:24)
«И он отвернулся от них и заплакал» (42:24)
Старейшины Цфата рассказывают: в начале месяца нисана 5674 (1914г.) произносил рав Элиэзер Альфандари «освящение луны». Вдруг поднял он глаза к небу, глубоко вздохнул, и слёзы полились из его глаз. Спросили рава ученики, почему он плачет и вздыхает? Ответил им р. Элиэзер: «Вижу я, что в ближайшие дни начнётся тяжелейшая война, какой ещё не было в истории».
С разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»