Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В чем, когда и как следует раскаиваться

§1. Так как человек обладает свободой воли, как мы объяснили — он должен стараться раскаяться и очистить себя от грехов, чтобы закончить жизнь раскаявшимся и удостоиться удела в грядущем мире.

§2. Человек должен постоянно представлять себе, что смерть его близка, чтобы, если его постигнет внезапная смерть, он не умер грешником. Поэтому следует сразу же после совершения греха раскаяться в нем и не следует говорить: «Когда состарюсь — покаюсь», ибо, может быть, он умрет, не достигнув старости. Об этом сказал Шломо в своей мудрости: «Всегда да будут твои одеяния белы» (Коэлет, 9:8).

§3. И не думай, что раскаиваться следует только в преступных действиях: блуде, грабеже, воровстве. Как человек должен раскаиваться в этих преступлениях, так он должен искать в себе дурные черты характера и привычки и исправлять их: гнев и враждебность, зависть и соперничество, насмешничество, жажду денег или почета, чревоугодие — во всем подобном следует раскаиваться. Эти привычки тяжелее преступных деяний тем, что человеку, погрязшему в них, труднее прийти к раскаянию. И так сказано: «Да оставит грешник путь свой, и злодей — замыслы свои» (Йешаяу, 55:7).

§4. Да не подумает раскаявшийся грешник, что достоинство праведников для него недостижимо из-за злодеяний, совершенных им, — не так это. Напротив, он любим своим Творцом и желанен Ему, как будто никогда в жизни не грешил. Более того: его ожидает великая награда — ведь он вкусил сладость греха, но отошел от него и преодолел свое влечение к нему. Сказали мудрецы: «Там, где стоят раскаявшиеся, совершенные праведники не могут стоять». То есть, достоинство раскаявшегося выше, чем достоинство тех, кто никогда и жизни не грешил, ибо его борьба со своими желаниями была тяжелее их борьбы.

§5. Все пророки призывали к раскаянию, и Израиль удостоится избавления только благодаря раскаянию. Обещала Тора, что в последние времена Израиль вернется ко Всевышнему в конце изгнания своего и сразу же будет спасен, как сказано: «И да будет, когда исполнятся для тебя все слова эти — благословение и проклятие, которые Я предложил тебе, — возвратишься ты ко Мне всем сердцем своим, находясь в среде всех народов, куда забросил тебя Г-сподь, Б-г твой. И вернешься ты к Г-споду, Б-гу твоему… и возвратит Г-сподь, Б-г твой, изгнанников твоих, и смилуется над тобой; и вновь соберет тебя из среды всех народов, куда изгнал тебя Он, Г-сподь, Б-г твой» (Дварим, 30:1—3).

§6. Велико раскаяние, ибо оно приближает человека к Шхине, как сказано: «Вернись, Израиль, к Г-споду, Б-гу твоему» (Ошейа, 14:2), и сказано: «“И не вернулись вы ко Мне”, — изрек Г-сподь» (Амос, 4:6). И сказано: «Если ты вернешься, Израиль, — изрек Г-сподь, — ко Мне вернешься». То есть, если ты раскаешься, то прилепишься ко Всевышнему. Раскаяние приближает далеких: вчера был человек нелюбим Всевышним, отвратителен Ему, отдален от Него и мерзок; сегодня — любим, желанен, близок ко Всевышнему, друг Его. Так ты находишь, что в тех же выражениях, какими говорит Святой Творец, благословен Он, об удалении грешников. Он говорит и о приближении раскаявшихся, как отдельных людей, так и всей общины: «И будет: вместо того, что говорилось о них: “Вы — не Мой народ”, будет о них сказано: “Сыны Б-га живого”» (Ошейа, 2:1). Сказано о Йехонияу, когда он был грешен: «Напишите: человек этот бездетным будет, муж, которому не будет удачи в жизни…» (Ирмияу, 22:30); «Даже если бы Конияу, Йехонияу сын Йеоякима, царь Иудеи, был бы печатным перстнем на Моей правой руке, Я бы и оттуда сорвал тебя» (Ирмияу, 22:24). Когда же он в изгнании раскаялся, сказано Зрубавелю, его потомку: «В тот день, — изрек Г-сподь Воинств, — возьму тебя, Зрубавель, сын Шальтиэля, раба Моего, — изрек Г-сподь Воинств, — и надену тебя как печатный перстень на перст Мой» (Хагай, 2:23).

§7. Как велико достоинство раскаяния! Вчера был отделен человек от Г-спода, Б-га Израиля, как сказано: «Грехи ваши отделяют вас от Г-спода, Б-га вашего» (Йешаяу, 59:2). Вопиет, но ему внемлют, как сказано; «Даже если вы будете умножать молитвы ваши, Я не прислушаюсь» (Йешаяу, 1:16). Исполняет заповеди и их отвергают, как сказано: «Кто просил этого от вас — топтать дворы Мои?» (Йешаяу, 11:12); «О, если бы кто-нибудь из вас закрыл врата Храма, чтобы не озаряло пламя Мой жертвенник понапрасну; неугодны вы Мне и приношение не желаю принимать из ваших рук» (Малахи, 1:10); «Заберите свои жертвы всесожжения и мирные жертвы и ешьте мясо» (Ирмияу, 7:21). Сегодня прилепился он к Шхине, как сказано: «А вы, прилепившиеся к Г-слоду, Б-гу вашему, живы вы сегодня» (Дварим, 4:4), молится и сразу же удостаивается ответа, как сказано: «И будет: прежде, чем они воззовут — Я отвечу» (Йешаяу, 65:24), делает добрые дела и принимают их благосклонно и радостно, как сказано: «Ибо угодны стали уже Б-гу твои деяния» (Коэлет, 9:7), более того. они желанны Ему, как сказано: «Будет желанен Г-споду дар Иудеи и Иерусалима, как это было в древности, как в прежние годы» (Малахи, 3:14).

§8. Возвратившиеся ко Всевышнему должны быть смиренны и предельно скромны. Если глупец стыдит их за их прежние дела: «Вчера ты поступал, так-то, вчера говорил то-то» — не должны они обращать на него внимания, но — слушать, радуясь и зная, что это на благо им, ибо всякий раз, когда человек испытывает стыд за прежние поступки, заслуга его возрастает и достоинство увеличивается. Большой грех — говорить раскаявшемуся: «Вспомни о своих прежних деяниях», рассказывать о них в его присутствии, чтобы устыдить его, говорить о поступках, подобных тем, которые он совершал, чтобы напомнить ему о них, — все это запрещено наряду с другими видами оскорбления словом, как сказано: «Не оскорбляйте друг друга» (Ваикра, 25:17).

Остальные главы


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»