Темы: Лея Гликман, Изучение Торы, Бааль Тшува, Иудейская пустыня
Приблизительно год назад открылся колель «Толдот Йешурун» в Ткоа — поселении, расположенном к юго-востоку от Иерусалима.
«Идея эта витала в воздухе довольно давно, — рассказывает руководитель колеля р. Ицхак Молдавский, проживающий в соседнем от Ткоа поселении — Маале-Амос. У нас в Маале-Амос довольно большое скопление русскоязычных аврехим. Многие из них серьёзно подумывали о том, что было бы хорошо не просто учиться самим, но и помогать другим приближаться к Торе. А так как ближайшее к нам поселение с большим процентом русскоязычного населения — это Ткоа, то, естественно мы стали искать возможность налаживания контактов. На деле же инициатива пошла от самих жителей Ткоа: одна русскоязычная семья, которая уже интересовалась иудаизмом, решила под предлогом “Ханукат Абайт” (новоселья) собрать у себя семьи знакомых, проживающих в Ткоа и тянущихся к духовной подпитке, и семьи из Маале-Амоса, готовые поделиться своей духовностью. На этом вечере завязались необходимые знакомства, и в скором времени они переросли в постоянные, еженедельные занятия Торой. Интересно, что скоро эта семья переехала в Маале-Амос. А собрания по поводу новоселья стали модной традицией: ещё несколько семей приглашали впоследствии провести занятия в их новых домах, объясняя это тем, что жизнь в новом доме надо начинать с главного — с изучения Торы.
Сегодня в Ткоа проводятся постоянные занятия в хеврутах, на которых мужчины учат Гемару, Мишну, Хумаш и Алаху. Что интересно, мы постоянно ощущаем прямую ашгаху (влияние Всевышнего): за всё время занятий у нас почти всегда было одинаковое количество учеников и аврехим; ни разу не случалось, что кто-либо остался без пары.
Идея учёбы в хеврутах вобщем-то стандартная, но наша тактика — не давить на людей, не впихивать в них знание насильно, но дать им возможность через интерес к самой учёбе почувствовать сладость Торы. Тогда они уже и сами просят рассказать им конкретные законы, связанные с молитвой, кашрутом, Шаббатом и т.д.
Мы проводим также отдельные занятия для женщин: урок Юдит Розинг по алахе и ашкафе и, параллельно с этим, занятия с женской группой проводит Давид Комский, чья уникальная методика позволяет через дыхательную гимнастику и терапию прийти к ощущению В-го».
«Обычно Ицхак возил преподавателей из Маале-Амос в Ткоа на своей машине сам, — рассказывает Авраам Коэн, директор Толдот Йешурун.
Как то он не мог ехать и отдал её товарищу. Машина перевернулась — ни и у кого не было даже царапины. По пелефону связались с Ткоа, приехали ученики и забрали.
В этот день была особенная атмосфера на занятиях. Ицхак потерял машину, т.к. она была не застрахована, но, несмотря на всё, колель продолжается и этот колель особенный. Он резко отличается от других наших учебных мест. Ведь на учёбу Торы люди ездят с оружием в руках».
«Для людей, которые приходят на наши занятия, — продолжает р. Ицхак, — это зачастую единственная возможность регулярного изучения Торы. У живущих на территориях обострённое чувство духовности, они постоянно ощущают, что их жизнь зависит не только от них самих; и это именно та зацепка, которая подталкивает их к поиску Истины. Мы же, в свою очередь, чувствуем особую ответственность за жителей Ткоа, не зря ведь рав Зильбер, да будет благословенна память о праведнике, так особо относился к этому месту, так стремился приехать в Пурим на чтение Мегилы, несмотря на все преграды в дороге (случай, подробно описанный в книге “Чтобы ты остался евреем”).
“Для наших преподавателей каждая поездка также сопряжена с опасностью. Довольно частая картина: они собираются на урок с автоматом в одной руке и Гемарой в другой”, — рассказывает Ицхак Молдавский.. И опять же, Всевышний хранит нас от неприятностей: несмотря на то, что дорога проходит в непосредственной близости от арабских домов, а поездки обычно ночные (мы выезжаем после вечерней молитвы, т.е. в районе девяти часов вечера), — ни разу не было у нас серьёзных инцидентов на дороге.
Был как-то и такой случай, когда наши аврехим по техническим причинам не смогли приехать, и, чтобы не пропускать урок, сами ученики приехали в Маале-Амос. По завершении урока, они попросили продолжить занятия именно в Ткоа, хотя у нас им очень понравилось. Их доводы звучали убедительно и сводились к тому, что в нашем поселении и так достаточно Торы, а они хотят своей учёбой поддержать свой ишув Ткоа и обеспечить его жителям надёжную защиту».
Мы очень надеемся, что пример колеля в Ткоа даст стимул другим евреям учить Тору и приближаться к Всевышнему; ведь это наше предназначение, а также единственный шанс укрепиться на этой земле и наша лучшая защита.
Телефон колеля в Ткоа: 052-3627443
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?