Из цикла «Тора и Наука», темы: Тора и наука, Талмуд, Астрономия, Замир Коэн
В созвездии «Кима» («Плеяды»), отстоящем от земли на четыреста двадцать световых лет, невооруженным глазом можно различить шесть звезд. Особенно острый глаз при хороших погодных условиях может заметить седьмую и даже восьмую звезду. Так и считали астрономы многих поколений, что Кима состоит из восьми звезд. Но после того как в 1609 году Галилео Галилей сделал первый телескоп, световые телескопы постоянно усовершенствовали, а затем стали пользоваться и радиотелескопами. Благодаря новой технике астрономы сейчас различают в созвездии Кима более сотни звезд (подробнее об этом можно прочитать в книге известного астронома доктора Г. Видаля «Небесное воинство», стр. 134, и также в Еврейской Энциклопедии, т. 20, стр. 674). [По современным подсчетам в этом скоплении видно 150 звезд от 3 до 11 звездной величины.] В Талмуде (Брахот, 58б) об этом написано: «Что такое Кима? Сказал Шмуэль: [Это] Кемеа (“примерно, сто”) звезд. Одни говорят, что они группируются по соседству, а другие говорят, что они рассеяны». Раши в комментарии поясняет: Вопрос «Что такое Кима?» подразумевает «Сколько это Кима?» Иначе говоря, есть группа звезд, но всего их более ста. Талмуд закончен более полутора тысяч лет назад, когда еще не было оптических устройств, позволяющих наблюдать небо, следовательно, данные Талмуда о числе звезд в созвездии Кима решительно противоречили очевидности — наблюдениям того времени. Поэтому астрономы не евреи не приняли во внимание эти слова Талмуда, несмотря на обычное уважение к мнениям мудрецов Торы, в частности, в отношении астрономии. Но мудрецы Талмуда стояли на своем, поскольку сведения о числе звезд в Кима получены от Творца мира, а Он знает не только то, что видят глаза. И кроме того, как и другие части Устной Торы, эта информация передавались от учителя к ученику, начиная с самого Моше рабейну на Синае, пока не была записана в Талмуде. Только в течение столетий возникло небольшое расхождение во мнениях относительно той частности, насколько близко соседствуют звезды в невидимой части созвездия, представляют ли они скопление или рассеяны. И, как это ни удивительно (впрочем, так обычно бывает в спорах мудрецов), современные исследования доказали, что были основания для обоих мнений!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»