Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Азриэль Казаков, преподаватель йешивы Толдот Йешурун в Иерусалиме, рассказывает о кишинёвской йешиве

 

Преподаватель ешивы Толдот Йешурун в г.Иерусалиме, Азриэль Казаков, рассказывает о ешиве г.Кишинёва

У ашкеназских евреев во всём мире слово Кишинёв вызывает тёплые чувства. На мой взгляд, причина тому кроется в том, что Кишинёв по сути был еврейским городом. В нём было 77 синагог и молельных домов, был хейдер, была ешива. 99% резников на главном городском рынке были евреи. Было и отделение еврейской благотворительной организации «Джойнт». Раввином города был р.Йеуда Лейб Цирлсон זצ"ל .

Всё это было, пока Кишинёв являлся центром Бессарабии, румынской провинции. Однако после оккупации этой части Румынии в 1940 году советскими войсками, всё коренным образом изменилось. Синагога торговцев была перестроена в Театр имени Чехова, синагога стекольщиков и переплётчиков стала помещением для КГБ, Талмуд Тора превратился в спортсекцию. Коммунисты отняли у молодого поколения евреев тот воздух, которым они дышат – духовное наследие их отцов.

При советком режиме старики – евреи по-прежнему облагались по утрам в талес и накладывали твылн, тайно соблюдали субботу и праздники. А молодёжь, воспитанная в атеистическом духе, к сожалению, о еврейских реликвиях имеет самое отдалённое понятие. Ешива, о которой пойдёт речь в данной статье, начиная примерно с 1989 года стала центром возрождения еврейской духовности в г. Кишинёве.

Сам себя я причисляю к выпускникам ешивы «Торат Хаим», что в Подмосковье, где я проучился три года, с ноября 1994 по октябрь 1997, но не могу забыть своей учёбы в кишинёвской ешиве, что на улице Щусева 5, где я пробыл семь месяцев с апреля по ноябрь 1994.

Основатель ешивы, рабби Мойше Айземан, уроженец Германии, прекрасно владеющий немецким (сегодня преподающий в берлинской ешиве, где, кстати немало «русских»), проживает в США, в г.Балтиморе, где является духовным наставником в известной ешиве «Нер Исроэль». Рабби Мойше один из выдающихся знатоков устройства каждого из трёх Храмов, автор уникальных книг на английском языке, среди которых комментарии на книги Йехезкель и Йов. Рав Айзенман приезжал в Москву, Вильнюс, другие города Союза ещё тогда, когда религиозная деятельность в открытую была небезопасна, с целью заинтересовать студентов – евреев в изучении Талмуда и исполнении заповедей.

Само здание ешивы – это бывшая синагога, в годы войны ставшая резиденцией гестапо, а в послевоенные годы – бюро по трудоустройству. Как только религиозное выражение было узаконено, здание было выхлопотано у властей под ешиву американской еврейской религиозной организацией «Агудат Исраэль».

О существовании ешивы я узнал ещё в1991 году и время от времени наведывался туда. Преимущественно на шабаты и праздники: Суккот, Песах, Ханука, Пурим. Раввины того периода это р.Йона Лазар из Лейквуда и р.Исроэль Гордон из Лондона. В то время в ешиве учился очень способный парень из Тирасполя по имени Шимон Симхович. Сегодня он живёт в США и усердно изучает Тору. Лично я ожидаю, что Шимон станет великим мудрецом Торы в нашем поколении.

Когда я поступил в ешиву в1994, моим первым учителем стал р.Меир Маневич из Вильнюса, на тот момент посланник карлинского ребе в Кишинёве, повлиявший на выбор моего еврейского имени. Главой ешивы тогда был р.Мойше Яркони, выпускник известной ешивы «Поневеж». Корни р.Мойше уходят в Польшу, а сама фамилия Яркони – это ивритизированное Грингардт. Рав Яркони от всей души желал духовного подъёма всех своих учеников, он даже пытался выучить русский, лишь бы быть к ним ближе. Когда р.Мойше был болен, он проводил уроки для ребят у себя дома. Я удостоился чести переводить уроки рава с английского на русский. Будучи в Израиле, спустя годы, рав Яркони не терял связи со своими бывшими учениками, приглашал их к себе домой в гости на шабат.

Жена р.Мойше, раббанит Хана, уроженка Румынии, а посему знающая молдавский язык (она свободно общалась с кухарками – молдованками и объясняла им основы кашрута), внучка главы одного из румынских хасидских дворов.

Младший сын пожилого р.Мойше, Пинхас, или как его называли ребята Пиня, тоже был в ешиве и верно стоял по правую руку своего отца. Вставал рано утром, чтобы заняться с отцом Талмудом, ещё до утренней молитвы. Потом шёл будить ребят. После молитвы Пинхас занимался самостоятельно, а иногда заменял одного из преподавателей. На шабат он был главным запевалой и организовывал ребятам «ойнег шабэс», т.е. посиделку с лёгкой закуской и рассказами о праведниках. Пинхас имел общий язык со всеми и все его очень любили. Пинхас неплохо овладел русским и после своей свадьбы несколько лет преподавал в хасидской ешиве в г.Коростень.

Довольно быстро р.Меира Маневича сменил другой преподаватель, р.Авроом Кричевский из Риги, выпускник американской ешивы «Хофец Хаим». С р.Авроомом у меня завязались тёплые отношения, ежедневно мы засиживались допоздна, изучая Мишну. А возвращаясь на каникулы в Кишинёв, я договаривался с ним о занятиях Талмудом. Потом в Израиле я неоднократно приезжал к р.Авроому в гости.

В тот периуд ребята были из Кишинёва (Леви Ицхак Капелевич, Аарон Таксар, Яаков – Ицхак Гертонский, я), вообще из Молдавии (Даниэль Зильберман, Шмуэль Цукерман, Носон Ривен, Даниэль Бернадский, Барух Тейтельбаум, Йонатан Манн) и из г.Симферополя (Довид Ронкин, Элиягу Тюкавкин, братья Шустер Носон Меир и Рефоэль). Позднее ребят набирали также из Белорусии.

Нельзя не упомянуть преподавателя иврита, журналиста Израиля Соломоновича Фингурта, учившегося в румынском хейдере и соблюдавшего все еврейские законы, несмотря на советскую власть. Израиль Соломонович по собственной иннициативе выпускал ешивский журнал под названием «Менора», в котором он освещал главные события в ешивской жизни данного периода. Сегодня семья Фингуртов проживает в США.

Изредка ешива удостаивалась визита одного очень особенного человека, пожилого, но бодрого рабби Гирша Дискинда, ученика р.И.Гутнера и зятя р.Я. Каменецкого. Рав Дискинд около 30 лет возглавлял школу для девочек «Бейт Яаков» в Балтиморе, США. Сегодня он живёт в Иерусалиме. Рав Гирш связывает нас с предыдущими поколениями, всем своим видом он излучает богобоязненность, покорность воле Всевышнего и это передаётся его ученикам и ученицам. Рав Дискинд научил ребят читать «Шма» с той мелодией, с которой читают свиток Торы. В настоящее время он непременно приходит на свадьбу всех выпускников и танцует с женихом, а на моей свадьбе он был вместо отца жениха.

Ежегодно летом ешива организовывала летний лагерь для того, чтобы студенты ешивы могли отдохнуть в религиозной обстановке, а также для набора новых ребят. В 1994 году лагерь был на базе отдыха в молдавском городке Ваду – муйводэ. Особую атмосферу привнесло присутствие там семи американских ешиботников.

Перебравшись в московскую ешиву, я тем не менее не потерял связи с ешивой в Кишинёве в течение трёх последующих лет, т.к. когда я возвращался домой на каникулы (это две недели после Песаха и две недели после Суккот), я проводил шабат и просто учился в будни в своей старой ешиве.

Рава Яркони на своём посту сменил молодой и инергичный р.Мордехай Токарский, уроженец Ленинграда, выпускник ешивы «Хофец Хаим» в Нью Йорке, старый друг и коллега р.А.Кричевского. В моей памяти р.Мордехай останется как человек, умеющий преподнести сложные глубокие вещи с поразительной простотой и доступностью. Сегодня, проживая в США, рав Токарский, как я слышал, проводит уроки для русскоязычной публики в своём бейт – кнесете в Бруклине.

Со временем руководство ешивой перешло в руки рава Мойше Будиловского, нашего соотечественника, одного из первых учеников рав Ицхака Зильбера זצ"ל в Израиле. О личности р.Мойше я могу судить лишь по его отношению ко мне. Рав Будиловский очень тепло меня принял когда я пришёл в ешиву, предугадывал мои нужды и во всём старался помочь. В шабат рав оказывал мне всяческий почёт: предлагал вести молитву, сажал за раввинский стол во время трапез, предоставлял право выступать со словом Торы.

Подавляющее большинство выпускников кишинёвской ешивы, проживающих сегодня в Израиле или США, ведут религиозный образ жизни, разумеется женились и имеют детей. Многие из них посвятили свою жизнь изучению Торы. А некоторые даже несколько лет возглавляли еврейские общины в городах России.

Сегодня в Кишинёве существует вышеупомянутая ешива по адресу Щусева 5(тел.+3732-264331/62), а также хабадская синагога на улице Хабад – Любавич. На Хануку и Пурим каждая из этих организаций устраивает религиозные мероприятия. Однажды был даже приглашён знаменитый певец Мордехай бен Давид.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.