Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Основы справедливости

К правде, к правде стремись… — ДВАРИМ 16:20

Шофтим* и шотрим** поставь себе во всех воротах твоих… чтобы судили они народ справедливым судом. — ДВАРИМ 16:18

Община, канон один для вас и для пришельца живущего, канон вечный для всех поколений ваших: что вы, то и пришелец да будет перед Г-сподом. Тора одна и правосудие одинаковое да будут для вас и для пришельца, проживающего у вас. — БЕМИДБАР 15:15, 16

Пусть изливается, как воды, правосудие, и правда — как могучий поток. — АМОС 5:24

Учитесь творить добро; требуйте справедливого суда; поддерживайте угнетенного, будьте справедливы к сироте; вступайтесь за вдову… (и) если будут грехи ваши красны, как пурпур, то станут белыми, как снег. — ЙЕШАЯУ 1:17, 18

Не отзывайся о ближнем своем свидетельством ложным. — ШМОТ 19:16, ДВАРИМ 5:17

Источник социальной справедливости

Тора, дарованная нам Всевышним, указывает, что ни одно общество не сможет просуществовать долго, если оно не базируется на справедливой социальной системе. Это относится не только к евреям — это одна из так называемых «семи мицвот», данных потомкам Ноаха, то есть всем людям без исключения. Тора была дана не отдельным людям, а обществу, всему еврейскому народу. И ее главной целью было «не спасение души»

Свидетель и суд

«Не отзывайся о ближнем твоем свидетельством ложным» — это одна из десяти заповедей. В суде от наших слов зависит судьба человека, и, следовательно, нигде честность и правдивость не значат так много.

По закону Торы, два свидетеля, на показаниях которых основывается решение суда, должны быть абсолютно непричастны к происшедшему. Они не должны быть связаны ни друг с другом, ни с обвиняемым и его обвинителем, ни с судьями; они также не должны быть заинтересованы в том или ином исходе процесса. Они исполняют в суде общественный долг — представляют народ Израиля.

Если свидетели сами виновны в каких-либо серьезных нарушениях закона, они не могут свидетельствовать на суде. Но если свидетельства соблюдающие мицвот евреев не противоречат друг другу, их принимают. Судья не имеет права оказывать предпочтение словам одного из свидетелей только потому, что тот занимает более высокое социальное положение. Если перед ним честные люди, он обязан отнестись к ид словам с полным доверием. Перед судом все евреи равны — будь то дворник или профессор.

Судья обязан быть абсолютно беспристрастным по отношению к сторонам в процессе. Единственная его цель — выяснение истины. Он не должен принимать во внимание социальное положение сторон и обязан быть одинаково вежлив со всеми. Он не имеет права быть более резким по отношению к кому-либо из участников процесса с тем, чтобы таким образом запугать его. Он не имеет права выслушивать одну из сторон без того, чтобы выслушать другую, и должен бесстрашно высказать истину, какой он ее видит, независимо от возможных последствий. На правосудии зиждется само существование мира. Наши мудрецы говорят: «Тот, кто судит по правде, принимает участие в Б-жественном творении».

Милосердие к жестокому — это жестокость к милосердному

Тора любви — это и Тора правосудия. Милосердие и справедливость должны действовать сообща. Не может быть любви без правосудия. В обществе, где преступники остаются безнаказанными, нет места любви. Воспринимая мягкосердечие ко всем без разбора как абсолютное добро, либералы противятся строгим мерам, призванным ограничить насилие. В итоге они нередко проявляют больше сочувствия и понимания к преступнику, чем к его жертве. Тора учит нас, что милосердие, которое потакает, потворствует преступности, — это зло, а насилие, направленное против зла, — добро. Мудрецы говорят: «Милосердный к жестокому закончит жестокостью к милосердному».

Лишь силой можно пресечь насилие. Но кому решать: применяет ли силу справедливость или жестокость прикидывается справедливостью, чтобы этим оправдать себя? Правые ли цели преследуются при этом или в какой-то мере корыстные? Для этого и существует Сангедрин — чтобы раскрыть, выявить мудрость Торы. Решения Сангедрина основаны не на личном мнении и пристрастиях, не на политических соображениях — они отражают лишь истину Торы.

Галаха

Кто живет в обществе, основанном на несправедливости и коррупции, и у кого нет надежды, что он сможет благотворно повлиять на это общество, должен как можно быстрее покинуть его и примкнуть к тому обществу, которое ближе всего к идеалам Торы.

Получение взятки — не только деньгами, но и в виде услуг, почестей, особой учтивости — дисквалифицирует судью, даже если он, по его словам, и не помышляет при этом отклониться от вынесения справедливого решения.

Свидетельство, данное за взятку, незаконно.

Нельзя уклоняться от свидетельства, которое может помочь другому человеку.

КОРЗИНА С ФРУКТАМИ

По агаде из Талмуда, трактат Ктубот 1056

У рава Ишмаэля был арендатор, который отдавал ему, согласно договору, определенную долю урожая. Из этой доли он каждую пятницу утром приносил раби Ишмаэлю корзину фруктов. Однажды он принес корзину утром в четверг. Арендатор объяснил, что в этот день ему все равно нужно было ехать в бет дин, потому что сегодня разбирается его дело.

— А кто должен вести дело? — спросил рав Ишмаэль.

— Ты, — ответил арендатор.

— О нет, — сказал рав. — Я не буду вести твое дело. Ты принес мне фрукты на день раньше, а это уже особое одолжение; так что судить должен кто-нибудь другой.

Во время судебного разбирательства, слушая его в коридоре, рав поймал себя на том, что все время обдумывает, как должен был бы ответить арендатор, чтобы выиграть дело.

— Ага, — сказал он себе. — Вот как бывает, когда тебе сделали одолжение. А что было бы, возьмись я сам разбирать это дело? Не верь, когда говорят, что можно оставаться беспристрастным, после того как тебе сделали одолжение.

* Шофет (от глагола лишпот — наказывать, судить, защищать право) — судья, осуществляющий правосудие и карающий.

** Шотер (от глагола лиштор — упорядочить) — исполнитель постановлений и повелений глав народа и судей.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.