Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы

Содержание раздела

В начале книги Бемидбар, четвертой в Пятикнижии, Б-г повелевает Моше провести перепись всех мужчин призывного возраста — от двадцати лет и старше. Их оказалось более 600 тысяч. В колене Леви произведен отдельный подсчет, т. к. у левитов другая служба: им поручено переносить походный Храм, Мишкан, со всей утварью и собирать его на стоянках во время странствий по пустыне. Колена Израиля, каждое со своим знаменем, располагаются вокруг Мишкана четырьмя группами — на восточном, южном, западном и северном флангах. На стоянках евреи сохраняют свое походное построение.

Далее Б-г возлагает на левитов храмовую службу — до греха золотого тельца эту функцию несли первенцы всех колен. В формальном обмене с первенцами участвуют все 22 тысячи левитов от месяца и старше, хотя непосредственную службу в Мишкане несут только левиты в возрасте от 30 до 50 лет. «Излишек» сыновей первенцев, которых оказалось чуть больше, чем левитов, выкупают за серебро. Подобным же образом выкупают еврейских первенцев и по сей день. Вслед за этим левитов делят на три главных рода по числу сыновей Леви — Гершона, Кеата (в эту в семью входят также Моше, Аарон и все коэны) и Мерари. Сыновьям Кеата поручено носить Менору, Стол для хлебов, Жертвенник и Ковчег Завета. В силу особой святости двух последних предметов их готовят в путь не левиты, а сам первосвященник Аарон с сыновьями.

Евреи любят счет

«И говорил Б-г, обращаясь к Моше: … “Произведи исчисление всего общества сынов Израиля…”(1:1, 2)».

Для чего потребовалась эта перепись в пустыне, уже третья по счету (первая перепись проводилась при выходе из Египта, вторая после казни активных участников поклонения золотому тельцу)?

Один из ответов гласит: народ, возглавляемый Моше и Аароном, готовился вступить в Эрец Исраэль и начать войну против местных языческих племен. Поэтому требовалось определить точное количество мужчин-призывников «от двадцати лет и старше, всех поступающих в войско Израиля…по ополчениям их». Но вскоре произошло непредвиденное: евреи поверили клеветническому отчету группы разведчиков, впали в истерику, боясь идти в Святую землю, и за это были наказаны сорокалетними блужданиями по пустыне до полной смены поколения. Об этом рассказывается в разделе Шлах.

И все-таки, зачем нужна Б-гу перепись? Неужели Он, Всеведущий и Всевидящий, не знал, сколько евреев было в пустыне?

Представьте, что вы вернулись домой из магазина с продуктами. Ваша жена (или муж) достает из сумки пакет с сахаром, высыпает его на стол и начинает считать крупинки. Тяжелый случай, не правда ли? Ваша рука невольно потянется к телефонной трубке — за скорой психиатрической. Но когда вы получите отчет из банка и заметите в нем отклонение хотя бы в два-три шекеля, вы проверите все самым тщательным образом.

Короче, мы считаем лишь то, что нам важно.

Б-г велел Моше пересчитать евреев, чтобы показать, как Он дорожит ими. Ибо каждая еврейская душа — это целая вселенная, важный элемент Творения.

Чье колено больше

Произведенное в пустыне исчисление показало, что больше всего людей было в колене Йеуды — 74600. На втором месте оказалось колено Дана — 62700. Однако в Египте больше всех размножились потомки Йосефа, хотя у него было только два сына, а, скажем, у Биньямина целых десять. Однако после того, как праотец Яаков назвал сыновей Йосефа Эфраима и Менаше своими сыновьями, они стали родоначальниками двух разных колен, и их стали подсчитывать раздельно, на равных правах с другими сыновьями Яакова. Если же сложить всех потомков Йосефа — от Эфраима и Менаше, то получится 72700 человек — лишь немного меньше, чем у Йеуды.

Но и это еще не все. В комментарии Таргум Йонатан на раздел Бешалах сказано, что за тридцать лет до Исхода из Египта бежали 200 тысяч человек из колена Эфраима. По пути в Эрец Исраэль они были истреблены кровожадными филистимлянами, жителями Газы. Добавим пятую часть этой группы к потомкам Йосефа (известно, что из Египта вышли только 20 процентов всех евреев; остальные умерли во время девятой казни, «тьмы Египетской») и получим:72700 + 40000 = 112700. Получается, что если бы дерзкие беглецы из колена Эфраима проявили выдержку и ушли из Египта со всеми, то число потомком Йосефа в пустыне было на 50 с лишним процентов больше, чем у Йеуды.

Чем вызвана такая феноменальная плодовитость детей, внуков и правнуков любимого сына Яакова? Скорее всего, Йосефу помогло отцовское благословение: «Росток плодоносный, Йосеф, плодоносящий выше (дурного) глаза…» (Берешит 49:22). Своим пророческим напутствием праотец еврейского народа защитил детей Йосефа от дурного глаза, аин а-ра, который, как говорили мудрецы Талмуда, бывает причиной многих смертей.

печатается с разрешения издательства Швут Ами


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»