Из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы», темы: Недельная глава, Шмита, Беар, Нахум Пурер
Тора повелевает раз в семь лет прекращать сельскохозяйственные работы в Эрец Исраэль. Этот субботний год называется шмита. Через каждые семь семилетних циклов, в пятидесятый год, наступает йовель (юбилей); о его приходе возвещают трублением в шофар в Йом кипур. В этот год тоже запрещено обрабатывать землю. Б-г обещает евреям сверхвысокие урожаи в канун шмиты и йовеля, чтобы обеспечить их нужды в период простоя. В юбилейный год вся земля возвращается прежним владельцам ради сохранения ее первоначального деления среди колен, произведенного Йеошуа бин Нуном после вступления в Эрец Исраэль, причем все еврейские рабы получают свободу, даже если они еще не отработали на хозяина шесть положенных лет.
Тора запрещает давать рабу унизительную, бессмысленную и изнурительную работу; еврейского раба нельзя продавать на невольничьем рынке. Его труд оценивается в зависимости от времени, оставшегося до выхода на свободу.
По такому же принципу рассчитывают и стоимость земли, которую предстоит вернуть прежним хозяевам. Человек, продавший наследный удел, имеет право выкупить его через два года. При продаже дома в обнесенном стеной городе срок выкупа ограничен одним годом. Города левитов закреплены за ними навечно. Евреям запрещается брать и получать друг у друга проценты с денежных и вещевых займов. Родственники обязаны выкупить еврея, попавшего в долговое рабство к нееврею.
Формулируя заповедь шмиты, седьмого года, Тора пишет: «…земля должна покоиться в шабат Б-га» (25:2).
Когда евреи находились в египетском рабстве, Моше отправился к Фараону и убедил его ослабить гнет каторжного труда. Он сказал, что если эксплуатировать рабов, не давая им отдыха, то они очень скоро перемрут, нанеся государственной казне невосполнимый убыток. Делая вид, что он заботится о благосостоянии Египта, Моше посоветовал Фараону предоставить евреям один выходной день в неделю. Тот принял этот совет и предложил Моше самому выбрать такой день. Пророк указал на шабат, и затем, после всех грандиозных событий Исхода, правильность его выбора была блестяще подтверждена: еврейский народ получил заповедь соблюдения и освящения шабата.
Другими словами, евреи начали соблюдать шабат еще в Египте, но тогда этот день был для них лишь передышкой от каторжного труда, а не религиозной заповедью. Лишь после того, как Всевышний повелел им: «И будете вы соблюдать мои шабаты», еврейский народ стал прерывать трудовую деятельность в седьмой день не для отдыха и восстановления физических сил, а исключительно ради выполнения воли Творца.
Та же мысль содержится и в сегодняшнем разделе: «Земля должна покоиться в шабат Б-га». В седьмой год мы прекращаем работу на полях в Эрец Исраэль не для того, чтобы дать отдых земле, не для повышения ее урожайности и не для того, чтобы позволить естественным экологическим процессам восстановить плодородие почв. Наш уход с полей — это чистый акт веры. Б-г дал нам заповедь шмиты, и мы, не рассуждая, выполняем ее.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?