Эта история произошла немногим более ста лет тому назад, когда Эрец Исраэль входила в состав Османской империи.
Человек по имени Гедалья, торговавший тканями, должен был отправиться в Багдад, переправить товар на Святую Землю. Путь дальний и опасный. Он договорился с караваном ишмаильтян, что возьмут его с собой за определенную плату. Но они поставили условие, что оденется, как одеваются ишмаильтяне, и будет как один из них, чтобы никто не догадался, что он еврей. В назначенный день караван вышел в дорогу.
Неделю двигались от стоянки к стоянке и подошли к одному зловещему месту, о котором знали все путешественники. В голом месте стоял караван-сарай, небольшая дорожная гостиница для торговых людей. Говорили, что живут в ней злые духи, грабящие путников, осмелившихся заночевать там. Но в пустыне ночевать ещё опаснее, бродят разбойники и дикие звери.
Хозяин караван-сарая принял путешественников радушно. Предложил воду, напоить верблюдов и омыть усталые ноги. Предложил ночлег в доме или на открытой веранде, под крышей.
Солнце уже погружалось в песок, быстро темнело. Караванщики разложили у стены вещи и сели в круг на веранде. После короткой молитвы каждый достал свою еду.
Гедалья тоже открыл дорожную сумку, где были хлеб, сыр и сваренные вкрутую яйца.
Когда все насытились, хозяин, здоровый толстый мужчина, принёс большой поднос с белой, свежей, ещё горячей халвой и ароматный чай. Это его подарок, сказал он, правоверным мусульманам. Гедалья тоже взял кусок аппетитной халвы, но есть не стал, нельзя есть еврею сваренное нееврем. Халву спрятал в мешок, а сам пил чай и повторял за ишмаильтянами слова благодарности хозяину.
Стемнело, прочитали скорую молитву и стали укладываться ко сну.
Ишмаильтяне мгновенно уснули, а Гедалья лёг с краю и слушал их тяжёлый храп. Около полуночи пришли в темноте два стражника, повесили на стенку свои огромные сабли и тихо улеглись слева, на свободное пространство между ним и остальными спящими.
Примерно через полчаса появился хозяин гостиницы с ножом в руках. Он стал переворачивать спящих и вытаскивать спрятанные под их одеждой пояса с деньгами. Теперь Гедалья понял, почему их угощали халвой, видимо в неё было замешано снотворное. Он прикрыл глаза ладонью и сквозь пальцы смотрел, как лунный свет отблёскивает от стального лезвия кинжала. Боялся пошевелиться. Но и стражники, лежавшие рядом, тоже не спали, они тоже наблюдали за действиями грабителя.
— Что будем делать? Оружия при нас нет, — Услышал Гедалья шёпот одного из них.
— Вдвоём справимся. Когда подойдёт ближе, хватай его за руки, а я брошусь сзади.
— Да будет так…
Когда хозяин гостиницы приблизился к ним, стражники со страшным криком бросились на него, один спереди, другой сзади, но бандит был очень силён, вот-вот нож достанет открытое горло. Тогда вскочил и Гедалья. Он схватил маленькую, но тяжёлую скамейку, на которой лежал его дорожный мешок и со всей силы ударил бандита по голове.
Втроём они крепко связали его по рукам и ногам, утащили во внутреннюю комнату, уложили на голый пол, а сами легли поодаль. Никто из спящих так и не проснулся.
Утром ишмаилтяне подняли крик и плач, исчезли все деньги. Тогда стражники привели их в комнату, где лежал грабитель, и раздали украденное в соответствии с приметами, которые указали потерпевшие. «Только, — сказали они, — объясните, что вы пили и ели перед сном?» Гедалья достал спрятанный кусок халвы и протянул стражникам.
Взяли они эту халву, вытащили из дома преступника и повели, как скотину на привязи, в город. На прощанье каждый из ишмаильтян дал им по одной золотой монете. Однако стражники показали на Гедалью — если бы он не помог, вряд ли справились бы сами.
А путники прочитали молитву, возблагодарили Аллаха, наскоро перекусили и двинулись в дорогу, подальше от этой ужасной гостиницы.
Есть немало историй о том, как исполнение заповедей спасало евреев от различных бед и напастей. Ведь те, кто скрупулезно исполняют волю Творца, могут рассчитывать на аналогичное Его отношение.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»