Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Кто не поднимается — падает! Тот, кто не совершенстсвуется — теряет опору под ногами»Раби Аарон из Карлина
Последние мудрецы Испании

В изгнание с Торой

Ученик Рана раби Ицхак бар Шешет (Риваш) стал главным равом Сарагоссы. Со времен великого Рашбы испанское еврейство не знало более популярного, общепризнанного лидера. Его комментарии пользовались известностью во многих странах После ужасных убийств 5151 (1391) года Риваш покинул Испанию и поселился в Алжире, где султан назначил его главным равом. После смерти раби Ицхака этот пост занял раби Шимон бен Цемах (Рашбац) с острова Майорка, также бежавший от погрома.

Рашбац являлся не только признанным знатоком Торы, но и прекрасным врачом и астрономом. Его познания в католической литературе пригодились ему, чтобы дать отпор священникам. Деятели церкви проповедями и статьями пытались воздействовать на новых христиан и на евреев, и испанским раввинам приходилось защищать свой народ очень осторожно, чтобы не дать повода к обвинению в подрыве христианских основ.

Поселившись в мусульманском Алжире, раби Шимон бен Цемах в книге Маген авот изложил свои возражения священникам. После его смерти в 5204 (1444) году дело отца продолжил сын, раби Шломо.

Тора и мудрость

Значительная часть усилий еврейских мудрецов Испании была поневоле направлена на защиту от нападок католических философов, которые мечтали стереть еврейство с лица земли.

Два столетия жизни книги Морэ нэвухим показали ее исключительную ценность в деле объяснения основ еврейской веры. Комментаторы Морэ нэвухим призывали к ее изучению, так как считали, что она поможет евреям противостоять нападкам священников. Критиками, комментаторами и большими ценителями этой книги были раби Ицхак бен Моше Алеви и дон Ицхак Абарбанель. Раби Хасдай Крескас (умер в 5170/1410 году) написал сочинение Ор Ашем, где критикует подход Рамбама. Выявляя неразрешимые противоречия между взглядами Аристотеля и Торой, он приходит к выводу о невозможности объединения греческой философии с еврейской верой.

Основы веры

Как упоминалось выше, ученик раби Хасдая раби Йосеф Альбо возглавлял группу еврейских мудрецов на диспуте в Тортосе. В Сефер Аикарим он упорядочил основы веры Израиля таким способом, чтобы читатель знал, как отвечать на нападки священников. 13 принципов веры Рамбама он сократил до трех: существование Б-га, дарование Торы, награда и наказание. Раби Йосефа Альбо упрекали в том, что он опустил такой важный аспект, как приход Машиаха. Мы не должны забывать, что в те времена христианского фанатизма затрагивать мессианскую тему было небезопасно. Так что, по всей вероятности, автор сделал это намеренно. Раби Йосеф Альбо умер в 5200 (1440) году.

Одним из самых знаменитых мудрецов того периода был раби Ицхак Абарбанель. Он родился в 5197 (1437) году. В 5151 (1391) году его дед бежал из Севильи в Лиссабон, где его отец, Йеуда Абарбанель, стал министром финансов при дворе португальского короля. Своего сына он воспитал в духе преданности Торе. После смерти отца дон Ицхак унаследовал его пост и около шестнадцати лет жил в большом почете и в богатстве.

Но вот король Альфонсо V умер, и наследник вознамерился казнить дона Ицхака, которому удалось бежать в столицу Кастилии Толедо. Потеряв все свое состояние, дон Ицхак жил там в бедности, но в безопасности. Он решил полностью посвятить себя Торе и начал трудиться над своим знаменитым комментарием к Танаху. Вскоре король Испании Фернандо назначил его своим министром финансов. Став министром, он изыскал для короля и королевы Изабеллы средства, необходимые для войны с Гренадой. Увы, завоевание Гренады окончилось изгнанием евреев.

Когда вышел указ об изгнании, Абарбанель предпринял все усилия для его отмены, но не преуспел. После изгнания из Испании дон Ицхак поселился в Неаполе (Южная Италия), где на какое-то время снова стал министром финансов теперь уже неаполитанского короля, пока в 5254 (1494) году французский король не завоевал Неаполь. Абарбанель снова вынужден был бежать, кочевал с места на место и, наконец, осел в Венеции, где и умер в 5269 (1509) году.

Большинство своих трудов раби Ицхак Абарбанель написал в Италии. Там он завершил комментарии к Танаху, написал комментарии к Морэ нэвухим, опубликовал ряд статей с целью укрепить веру в приход Машиаха, в которых подверг суровой критике раби Йосефа Альбо, не включившего этот пункт в основные принципы нашей веры.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?