Из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы», темы: Недельная глава, Суббота, Кдошим, Месть, Рав Нахум Пурер, Отношения между людьми
Б-г призывает евреев: «Будьте святы!» и сообщает заповеди, необходимые для достижения этой цели. Запрещается: поклоняться идолам; есть мясо жертвенных животных по прошествии установленного срока; воровать и грабить; отрицать факт воровства; нарушать клятвы; присваивать чужое имущество; задерживать плату наемного работника; ненавидеть и проклинать евреев (в первую очередь, своих родителей); сплетничать и злословить; ставить преграды перед слепым человеком, в прямом и переносном смысле; вершить неправый суд; бездействовать, когда евреи находятся в опасности; позорить ближнего и мстить ему; держать зло на ближнего. Нельзя также скрещивать разные виды животных и растений; носить одежду из смеси шерсти и льна; снимать урожай с деревьев в первые три года после их посадки; гадать и ворожить; сбривать бороду и волосы на висках; наносить себе порезы в знак траура и делать татуировки.
Повелительные заповеди: Б-г призывает евреев «бояться» своих родителей и почитать старших; оставлять часть урожая бедным; любить ближних – евреев и «пришельцев» (неевреев, искренне принявших иудаизм); съедать плоды четвертого года (после посадки дерева) в Иерусалиме; почитать Храм; уважать мудрецов и знатоков Торы. Перечислены наказания за сексуальные преступления. Тора требует от евреев вести себя «свято» в семейной жизни; запрещает подражать другим народам – иначе Б-г изгонит их из Эрец Исраэль; требует соблюдать кашрут, в первую очередь, как знак отделенности еврейского народа.
В начале раздела Кдошим Тора в очередной раз призывает нас соблюдать шабат: «Бойтесь каждый матери своей и отца своего и шабаты Мои храните» (19:3).
Мы встречаем шабат гимном Леха доди, в котором называем ее (шабат на иврите женского рода) «невестой». В это время еврейский народ уподобляется жениху. Если жених почитает невесту, относится к ней трепетно, с любовью, он вправе ожидать щедрых подарков от ее отца.
Б-г и есть Отец шабата, и каждый еврей, почитающий шабат, становится ее женихом.
Вот почему в книге Берешит сказано: «И благословил Б-г день седьмой». Благословил в том смысле, что осыпал всевозможными благами тех, кто чтит этот день.
«Не мсти и не храни злобы на сынов народа твоего» (19:18).
Вы проснулись с улыбкой на лице. Светит ласковое солнце, щебечут птицы. Вы принимаете новый день, как подарок. В подъезде вы встречаете соседа. «Доброе утро, Моше-дружище!» – приветливо говорите вы. «Лично я ничего доброго не вижу», – отвечает он, и вас как будто окатили ледяной водой. Улыбка еще держится на ваших губах, но скорее по инерции, и медленно-медленно угасает…
Тора запрещает нам мстить ближнему. Допустим, вы попросили у соседа электродрель, а тот отказал. Через неделю он пришел к вам за фонариком – у него погас свет. Вы не можете отказать ему за то, что он отказал вам. Ведь это и будет месть. Нельзя даже снисходительно ответить: «Ладно уж, дам тебе фонарик. Знай мою доброту». Этот вариант запрещен как «злопамятство».
Тут можно возразить: если мне нельзя мстить, то почему ближнему можно отказывать мне в помощи? Будь он отзывчивым человеком, и проблемы не возникло бы. Он же первый пожадничал, не дал мне дрель.
Не опускайтесь до его уровня. Того, кто «принципиально» не дает взаймы деньги и вещи, еврейская традиция считает безнадежным скупцом, асоциальным элементом. Тора обращается не к нему. Она боится, что его черствость и бездушие передадутся другим, распространятся, как зараза, что его плохой характер повлияет на соседа, погубит его душевную щедрость.
Даже если сосед обжег вас с утра злым, холодным взглядом, даже если он вечно хмур и неприветлив, не идите за ним вслед, не мстите, даже подсознательно. Гните свою линию. Улыбайтесь. Ведь улыбка тоже заразительна.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Браха Губерман
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Христианские реформаторы и их отношение к евреям
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Михаил Френкель,
из цикла «История евреев Стамбула»
Жители еврейского квартала постоянно страдали от издевательств
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению