Из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы», темы: Недельная глава, Йом Кипур, Ахарей мот, Добро и Зло, Нахум Пурер, Козел отпущения
После смерти (ахарей мот) двух сыновей Аарона Б-г повелевает Аарону и другим коэнам проявлять особую осторожность в храмовой службе. Далее описана главная служба первосвященника, совершаемая в Йом кипур. Проведя тщательную подготовку и облачившись в специальные одежды, первосвященник вступает в Святая Святых Храма. Он приносит жертвы, включая двух козлов, одного из которых выбирают по жребию для жертвенника, а второго, несущего грехи всего народа, посылают в пустыню «к Азазелю». Тора формулирует обязанности каждого еврея в Йом кипур: 10 числа седьмого месяца (тишрея) «смиряйте души свои и никакой работы не делайте». Нельзя есть, пить, пользоваться косметикой, носить кожаную обувь, мыться и вступать в брачные отношения. Затем Тора повторяет строгий запрет на употребление крови в пищу. Кровь убитых птиц и диких животных надо покрывать песком или опилками. Тора предостерегает евреев, чтобы они не подражали безнравственным обычаям египтян и хананеев. Перечисляются запрещенные кровосмесительные связи между родственниками. Нельзя также сожительствовать с женой во время ее месячных. Категорически запрещены гомосексуализм, скотоложство и жертвоприношения детей.
«И говорил Б-г Моше после смерти двух сыновей Аарона»(16:1).Почему описания храмовой службы в Йом кипур, самый священный для евреев день, предваряется напоминанием о смерти Надава и Авиу, двух сыновей Аарона? Какая связь между Днем искупления и этим трагическим событием?
Традиция утверждает, что смерть праведников (а погибшие были безусловно выдающимися людьми) искупает народные грехи в той же мере, что и Йом кипур. Когда праведный человек возносится в сферу обитания душ, те радуются его приходу. Эта небесная радость создает в высших мирах атмосферу прощения и снисхождения к тем, кто еще остается на земле.
Однако Йом кипур и смерть праведников искупают лишь тех людей, которые признают святость этого дня и ведут себе подобающим образом. Тот, кто не видит в нем святости и лишь с досадой ждет долгого поста и прочих неудобств, искупления не получает. Точно так же человек, не почитавший праведников при их жизни, не получит никакой пользы от их вознесения в мир душ.
«И возьмет (Аарон) двух козлов, и поставит их пред Б-гом у входа в Шатер откровения. И возложит Аарон на обоих козлов жребий, жребий один для Б-га, и жребий другой для Азазеля… чтобы совершить через него искупление, отправив его к Азазелю, в пустыню»(16:7,8,10).
Странное имя Азазель, но знакомое. Одного из персонажей романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», члена дьявольской компании Воланда, зовут Азазелло. На современном иврите вас могут не совсем вежливо «послать», как козла — к Азазелю.
В Торе Азазель не ругательство. Раши объясняет, что это название высокой скалистой горы. В Йом кипур первосвященник посылал туда одного из двух жертвенных козлов после того, как он «возложит… обе руки на его голову и исповедуется над ним во всех провинностях сынов Израиля, и во всех преступлениях их, и во всех грехах их, и возложит их на голову козла». И хотя Мудрецы относят эту заповедь к категории хуким, к законам, рациональные основания которых неисследимы человеческим разумом, все же некоторые комментаторы оставили нам путевые знаки.
Рамбам писал, что этот ритуал побуждал евреев к раскаянию. Он показывал, что каждый человек в состоянии избавиться от бремени совершенных грехов и максимально отдалиться от них. По мнению раби Шимшона-Рафаэля Гирша, духовного лидера германского ортодоксального еврейства в XIX веке, использование двух совершенно одинаковых козлов в этой процедуре означает, что каждый человек способен выбирать между добром и злом, и никто не может увильнуть от этого выбора, соблюсти «нейтралитет». Если человек не стремится к святости, он неизбежно скатывается в духовную пропасть.
Представьте, что слуга готовит банкет в честь своего короля, и получает от него указание обслужить по высшему разряду одного почетного гостя. Слуга проявляет особое внимание к этому гостю, но не из личного уважения к нему, а чтобы наилучшим образом выполнить приказ монарха. Так и первосвященник во время храмовой службы в Йом кипур: он представляет двух козлов Б-гу, Который, в свою очередь, оставляет одного из них по жребию Себе в грехоочистительную жертву («за народ»), а другого направляет в дар Азазелю, в пустынное место, символизирующее мировое зло.
Столь почтительное отношение к злу учит нас, что недостаточно добиваться прощения от Б-га и Его любви. Мы должны осознавать, что нас окружают силы зла, и быть в готовности отразить их атаки, а когда потребуется, то и задобрить их. По такой схеме действовали наши великие предки. Яаков целиком полагался на Всевышнего, но перед встречей с Эсавом послал ему щедрые дары, чтобы умерить его гнев. Царица Эстер тоже знала, что Б-г спасет евреев от геноцида, но, стремясь сорвать кровавые замыслы Амана, пригласила его на царский пир, притупив тем самым бдительность этого матерого злодея.
Короче, ритуал с «козлом отпущения» не дает нам расслабляться, почивать на лаврах; он напоминает, что мы должны быть в готовности отразить угрозы наших врагов. Для этого необходимо, в первую очередь, признать их существование и стремиться к их умиротворению. В книге Пиркей де-раби Элиезер сказано, что такая дань, выплачиваемая в Йом Кипур, вынуждает ангела обвинителя, участника небесного суда, воздержаться от осуждения еврейского народа и свидетельствовать в его пользу.
«Соблюдайте же установления Мои и законы Мои, по которым живет человек, исполняя их»(18:5).
Известно, что организм человека состоит из 248 органов и частей, что соответствует 248 повелительным заповедям («делай»). Некоторые органы, такие как мозг и сердце, играют главную роль; без них нельзя существовать. Другие органы менее важны: человек может обойтись без пальца, руки или уха, хотя и будет ущербным.
Хафец Хаим говорил, что так же обстоит дело и с заповедями Торы. Некоторые из них настолько важны, что, если их не соблюдать, человеку после завершения его земной жизни закрывается доступ в Мир Грядущий, а несоблюдение других заповедей «всего лишь» пятнает душу нарушителя. К последней категории относится, например, мицва наложения тфилин. Тот, не выполняет ее, приходит в Грядущей Мир с духовным «изъяном». С другой стороны, эмуна, вера в Б-га и Его Тору, это фундаментальная заповедь, влияющая на разум человек, его мировоззрение. Недостаток веры может лишить человека права на вступление в Мир Грядущий.
Вот почему Тора требует соблюдать все «Мои установления» и все «Мои законы, по которым живет человек». Имеется в виду жизнь в Мире Грядущем, вечная и прекрасная, чем она выгодно и отличается от жизни в материальном мире.
В Талмуде сказано, что нечестивцы получают всю плату за свои немногие добрые дела в этом мире, полностью лишаясь награды в Мире грядущем. Их заслуги имеют сравнительно малую ценность, поскольку совершаются с нечистыми намерениями. Поэтому и награда за них соответствующая — материальная и преходящая. От духовного блаженства за чертой земного бытия она отличается в той же мере, в какой красивая бархатная коробочка несопоставима по ценности с лежащим в ней бриллиантовым колье. В отличие от нечестивца, праведный человек совершает добрые поступки более высокого разряда и с самыми искренними, чистыми побуждениями, за что и получает награду в Мире Грядущем.
Вот вам и ответ на популярные вопросы: Почему злодеи процветают, а хорошие люди мучаются? Где Б-жественная справедливость?
Потому праведники и мучаются, что вся их награда перенесена в лучший из двух миров. К тому же иудаизм утверждает, что перенесенные при жизни страдания — это дополнительный бонус в посмертном балансе достижений и грехов каждого из нас.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?