Из цикла «Кашрут в некашерном мире», темы: Мясное и молочное, Кашрут, Элиэзер Вольф, Варка
Первый, второй и третий сосуды
В: Что означают термины "первый, второй и третий сосуд" (кли ришон, шени, шлиши)?
О: Первый сосуд (кли ришон) - это тот сосуд, который был нагрет непосредственно на огне. Если содержимое первого сосуда вылили в другой сосуд, последний будет вторым сосудом (кли шени). Если из второго сосуда содержимое перелили в следующий сосуд, этот последний будет третьим сосудом (кли шлиши).
Например, посуда, в которой грели молоко на огне, - первый сосуд. Если из кастрюли молоко налили в стакан, то стакан - это второй сосуд. Если же из кастрюли молоко перелили сначала в кувшин, а потом - в стакан, то стакан - это третий сосуд.
Когда из первого сосуда во второй, а затем - в третий переливают жидкость, стенки сосудов остужают эту жидкость, В случае же нежидкой пищи перекладывание не влият на ее температуру столь существенно.
Молочная ложка в мясной посуде
В: Молочной ложной помешали молоко в стоявшей на огне кастрюле, после чего ложку вымыли. Чуть позже ту же самую ложку по ошибке сунули в стоящую на огне мясную кастрюлю. Каков закон в этом случае?
О: Если между этими событиями прошло менее 24-х часов, то закон таков:
Если объем мясной еды в кастрюле не превышает в 60 раз объем той части ложки, которая была опущена в кастрюлю, мясная еда должна быть выкинута, так как она имеет вкус молока; этим мясом нельзя накормить даже бродячую собаку. Кастрюлю и ложку нужно кашеровать. Если объем мясной еды в кастрюле в 60 раз больше объема той части ложки, которая была опущена в кастрюлю, мясную еду и кастрюлю можно использовать, а молочную ложку нужно кашеровать.
Если между двумя событиями прошло более 24-х часов, мясную еду и кастрюлю можно использовать, а молочную ложку нужно кашеровать. Замечание: термин "горячий" обозначает, что это настолько горячо, что не терпит рука (более 45° по Цельсию).
Молочная ложка в мясной посуде
В: Молочной ложкой помешали горячее молоко в стакане, потом ее вымыли. Через некоторое время (менее 24-х часов) ее по ошибке сунули в стоящую на огне горячую кастрюлю с мясом. Каков закон в этом случае?
О: Мясо и кастрюлю можно использовать, а ложку нужно кашеровать. Этот ответ отличается от ответа на предыдущий вопрос, так как в предыдущем случае горячее молоко находилось в кастрюле, стоящей на огне, то есть в первом сосуде. В нашем же вопросе рассматривается ситуация, когда молоко находится во втором сосуде - в стакане, куда оно было налито из стоявшей на огне кастрюли.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?