Из цикла «Сын мой, первенец Израиль», темы: Избранность, Гилель, Гиюр, Шамай, Связь с Творцом, Рав Эзриэль Таубер
Есть известное место в Талмуде (Шабат 31а): «Один нееврей пришел к мудрецу Шамаю и говорит: Сделай мне гиюр[1] при условии, что расскажешь мне всю Тору, пока я стою на одной ноге. — Тот ударил его строительным метром, что был в его руке. — Пришел он к Гиллелю, чтобы пройти гиюр. Тот сказал: что тебе ненавистно, не делай другому. В этом вся Тора. Все остальное — комментарии. Иди и учи».
Раши разъясняет: «Твоему ближнему и зла своему отцу не допускай — это Святой, благословен Он. Не преступай Его слов, потому что и тебе ненавистно, когда не слушает тебя твой друг».
Для тебя Творец — ближний. Мы с Ним связаны, поэтому наше отношение к Нему может причинить Ему боль. Так говорит Шла акадош[2], комментируя слова «Б-г — твоя тень»: «Как тень. Ты с Ним играешь, и Он играет с тобой. Ты плачешь — Он плачет с тобой. А если ты с постным или мрачным лицом, так и Он к тебе. Он твоя тень: как ты с Ним, так и Он с тобой»[3].
К неевреям Он обращается как Господин, а не как «ближний». Они Его ранить не могут. Как у хозяина есть много рабов и рабынь, и если кто-то не выполняет своей работы должным образом, его это не обижает. Он может их наказать, но это не задевает его лично. В отличие, скажем, от жены, если она поступает с ним не так.
И все же не понятно, почему Раши не пояснил Гемару попросту — что имеется в виду друг (как он сам поясняет потом).
Но, согласно сказанному, здесь он открыл удивительную вещь. Нееврей[4], что пришел к Гиллелю и попросил научить его всей Торе, пока он стоит на одной ноге, достиг такой высоты, которой только могут достичь неевреи (а среди них и такие как Ноах и Шем). И у него больше не было возможности продвигаться и возвышаться (Рамбам постановил, что нееврей, исполняющий заповеди Торы, получает меньшую награду — как человек, который не обязан, но делает[5].)
И тот человек приходит к Гиллелю: Я уже достиг вершины, где же то, что отделяет гоя от еврея? Где грань, чтобы выразить ее одним словом?
Сказал ему Гиллель: «Люби ближнего твоего как себя — в этом вся Тора»[6]. И кто «твой ближний»? — Это то, что осознал Авраам авину: твой ближний — Творец! Он — твой друг, как сказано «Твоему ближнему и зла своему отцу не допускай». И Раши продолжает: не преступай Его слов, потому что и тебе ненавистно, когда не слушает тебя твой друг.
Это разъясняется в трактате Авот (5:2): «Десять поколений от Ноаха до Авраама — чтобы возвестить, как долго терпит Творец, потому что все поколения сердили и приходили, пока не пришел Авраам и получил общую награду». Что значит «сердили и приходили»?
Представим себя в зоопарке, где обезьяны показывают нам языки и корчат рожи. Кто станет на них сердиться, тому место рядом с ними.
Ноах при всей праведности думал: «Разве Творец сердится или огорчается моему поведению? Кто я? Пигмей. Что я могу Ему дать? Я в нем нуждаюсь, а Он во мне нет. Он может делать, что хочет. Вот, в его силах устроить потоп на земле. Я ноль по сравнению с ним, разве я могу сам себя освободить от изгнания и полностью вернуть царство»?! Ноах не понял сути.
Пока не пришел Авраам и не возвестил миру: Творец сердится и огорчается, Ему причиняет боль наше поведение! «Кто дал пощечину Израилю, будто дал пощечину Шхине[7]» (Сангедрин, 58б). Человек как бы может ударить по лицу Творца. Чтобы понять это, недостаточно уловить идею, нужна вера. Ноах знал, но не «верил»[8].
Это ани ледоди. Пока человек не осознал своего скрытого глубинного «я», обладающего силой дать что-то Творцу, он не приближается к служению Рош ашана, воцарению Всевышнего.
[1] Сделай меня евреем.
[2] Шней лухот абрит (Толдот Адам, Шаар агадоль).
[3] Как сказал царь Шломо: «Как лицо в воде к лицу». — Г.С.
[4] Нееврей.
[5] Его заслуга меньше, потому что он делает это по собственному желанию, а запрет или обязательство вызывают внутренний протест, его преодоление и является заслугой, способствует росту. — Г.С.
[6] Как мы знаем, он выразился немного иначе. — Г.С.
[7] Божественному Присутствию.
[8] Возможно, поэтому в Торе сказано, что Творец засчитал веру Авраама ему в заслугу — Г.С.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?