Из цикла «Быть евреем, законы повседневной жизни», темы: Вино, Мясное и молочное, Кашрут, Рав Хаим Донин
§ Из трижды повторенной заповеди «Не вари козленка в молоке матери его» (Шмот, 23:19, 34:26; Дварим, 14:21) Устная Тора выводит запрещение смешивать мясное и молочное, употреблять в пищу подобную смесь и извлекать из нее какую-либо выгоду. Еще в древности мудрецы постановили, что под запрет подпадает также мясо птицы. Таким образом, любые мясные и молочные продукты нельзя готовить в одной посуде даже в разное время.
§ Терминами «мясной» и «молочный» в алахической литературе обозначают не только мясо и молоко, но и продукты из них: жиры, концентраты, смеси, консервы и т.п. Пища, не содержащая ни мясных, ни молочных ингредиентов, называется «нейтральной» — парвэ. Это все овощи и фрукты, зерновые, кофе, специи, сахар, соль и т.д., рыба, яйца, искусственные продукты. Нейтральную пищу можно употреблять и с мясом и с молоком.
§ Любая посуда, в которой готовили и мясо и молоко, считается некашерной, так как вбирает в себя частички того и другого продукта. Поэтому необходимо разделять кухонную утварь, столовые приборы и столовое белье: по цвету, форме, размеру или отмечать все это особыми знаками.
§ Кашерная пища, приготовленная в посуде, которую ранее использовали и для мясного и для молочного, становится некашерной.
§ После того, как человек ел мясо, должно пройти определенное время, прежде чем он сможет есть молочные продукты. (Причина этого заключается в том, что животные жиры медленно перевариваются; кроме того, кусочки мяса могут застрять между зубами.) Мнения раввинов о продолжительности этого периода расходятся. Обычно он колеблется от трех до шести часов.
§ Если едят сначала молочные продукты, а потом мясные, то перерыв необязателен. Нужно лишь прополоскать рот водой или съесть что-нибудь нейтральное, например, кусочек хлеба. (Молочные жиры не обладают свойствами мясных, и молочное не задерживается во рту.) Однако после некоторых молочных продуктов, например, твердых сыров, нужно делать такой же перерыв, как после мясных блюд.
§ Для больного или маленького ребенка можно сократить перерыв между мясным и молочным до одного часа, но только в том случае, если приняты меры для тщательной очистки рта и зубов и прочитано заключительное благословение (тем самым отмечается, что молочная пища не входит в ту же трапезу, где подавались мясные блюда).
§ Нейтральная пища, приготовленная в посуде для мяса, должна подаваться на стол в «мясных» тарелках. Ее нельзя есть вместе с молочными продуктами. Однако она не становится «мясной», и сразу же вслед за нею можно есть молочные блюда.
§ «Мясную» и «молочную» посуду не следует погружать в одну и ту же миску или раковину. Лучше использовать раковину с двумя отделениями. По крайней мере, следует класть на дно специальные пластиковые решетки разного цвета. «Мясную» и «молочную» посуду можно мыть в одной посудомоечной машине, однако необходимо иметь две различные подставки. При этом после мытья «молочной» или «мясной» посуды нужно пропустить через машину воду в холостом цикле. Правда, некоторые раввины запрещают мыть «мясную» и «молочную» посуду в одной машине.
§ Стоит завести на кухне полотенца, отличающиеся цветом и рисунком. Это поможет избежать ошибки при вытирании разной посуды.
§ Если на стол одновременно подают молочные и мясные блюда (разным людям, конечно), нужно провести четкую границу между ними, например, поставив тарелки на разные скатерти.
§ Употребление с мясом заменителей масла и продуктов растительного происхождения, имеющих вид и вкус молочных, позволяет расширить кулинарные возможности хозяйки. В отношении этих ингредиентов нет алахических запретов. Но во избежание ошибки следует держать их в фирменной упаковке или в посуде с надписью «парвэ». Не все «нейтральные» продукты (например, заменители молока для кофе) действительно нейтральны с точки зрения Галахи. Некоторые содержат казеин, получаемый из молока, и прочие добавки. Поэтому желательно покупать такие продукты в кашерных магазинах с печатью авторитетного раввинского совета.
§ Стеклянная посуда не вбирает в себя частиц пищи. Поэтому не возбраняется использовать ее в случае необходимости и для молочных и для мясных продуктов. Однако не следует превращать это в постоянную практику. Стеклянные стаканы, бокалы, рюмки можно подавать к любой трапезе. Но готовить молочные и мясные блюда в одних и тех же кастрюлях из стекла «пайрекс» нельзя, так как при сильном нагревании частички продуктов могут остаться в стенках стеклянной посуды.
§ Покупая продукты, следует внимательно изучить их состав, чтобы точно знать, являются они мясными, молочными или нейтральными. Технология изготовления пищи очень усложнилась в последние десятилетия, и многие этикетки могут ввести в заблуждение. Например, моно — и диглицериды или эмульсии получают как из растительных, так и из животных жиров (в том числе некашерных). Лактозу делают из молока или растительной патоки, и она, таким образом, может быть молочной или нейтральной. В связи с этим особенно важно приобретать продукты в кашерных магазинах, в упаковках с печатью авторитетного раввина или религиозной организации.
ПРОЧИЕ ЗАПРЕТЫ
§ Запрещенный Торой в пищу седалищный нерв (гид анаше на иврите) находится в задней четверти туши. Только после удаления этого сухожилия и соединенных с ним кровеносных сосудов мясо можно есть. Не все мясники обладают нужными знаниями, чтобы производить эту операцию. Только покупая мясо у надежного еврейского мясника, вы можете быть уверены, что выполняете все предписания кашрута.
§ Нельзя использовать жир, называемый на иврите хелев: «Никакого жира [хелев] воловьего, овечьего и козьего не ешьте» (Вайикра, 7:23). Этот жир окружает жизненно важные органы животного и отличается от разрешенного мышечного и подкожного жира, который называется на иврите шуман. Тора не объясняет разницу между этими жирами, но последние биохимические исследования показали, что они различны по составу.
§ Тора не разрешает пить вино, которое используется в обрядах идолопоклонников и называется на иврите яин несех. Если к вину прикасался язычник, оно становится запретным на любой стадии изготовления. Даже не принимая во внимание то обстоятельство, что для евреев запрещен любой предмет, используемый идолопоклонниками в своих молениях, дополнительная цель запрета — ограничить праздные контакты евреев с неевреями. Несмотря на то, что сегодня не все вина, к приготовлению которых причастны неевреи, относятся к категории яин несех, законоучители распространили запрет и на обычные нееврейские вина. Однако, если вино прокипятить, запрет снимается. Напитки, изготовленные неевреями не из винограда (например, фруктовые вина, виски, водку), евреям разрешены.
Читайте: тема Мясное и молочное
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?