Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тора не приводит никаких признаков, по которым можно было бы отличить разрешенных и запрещенных птиц. Вместо этого названы двадцать четыре некашерных вида.

В главе 11 книги Вайикра и в главе 14 книги Дварим Тора характеризует представителей фауны, запрещенных и разрешенных евреям в пищу.

Разрешены лишь те млекопитающие, которые имеют раздвоенные копыта и жуют жвачку. Не обладающие обоими признаками или имеющие только один из них запрещены (верблюд, свинья, заяц, барсук). «Чистые» животные: крупный и мелкий рогатый скот, олени, косули и пр.

Разрешены только те виды рыб, которые имеют плавники и чешую. То есть нам нельзя есть многие «дары моря», признающиеся съедобными у других народов: омары, устрицы, креветки, трепанги, крабы, каракатицы и т.п. Нельзя употреблять в пищу икру некашерных рыб.

Тора не приводит никаких признаков, по которым можно было бы отличить разрешенных и запрещенных птиц. Вместо этого названы двадцать четыре некашерных вида. На основе этого списка мудрецы Талмуда сформулировали признаки птиц, запрещенных к употреблению в пищу. Главным образом это хищники или те, кто поедает падаль: стервятники, вороны, ястребы, совы, страусы, пеликаны, аисты, цапли и т.д. К разрешенным птицам традиция относит кур, гусей, уток, индюков, голубей.

Земноводные, грызуны и насекомые запрещены, так же как и все существа, «ползающие на чреве», т.е. пресмыкающиеся.

Все создания, разрешенные к употреблению в пищу, называются в Торе тагор — чистые. Все некашерные живые существа называются тамэ — нечистые, а также шекец — мерзкие или тоэйва — отвратительные. Однако обычно их характеризуют термином трефа, как любое мясо (даже кашерно-го животного), непригодное в пищу в соответствии с еврейскими законами.

Запрещены также яйца, молоко, икра всех некашерных животных, птиц и рыб. Единственным исключением является пчелиный мед, который особо разрешен Торой.

Еврейский свод законов включает также некоторые санитарные указания. Продукты, которые приносят вред здоровью, нельзя употреблять в пищу, даже если они разрешены правилами кашрута. Основанием для этого служит требование Торы: «Оберегайте жизни ваши…» (Дварим, 4:15).

ШХИТА

Тора запрещает употреблять мясо животных и птиц, которые умерли естественной смертью или не были зарезаны особым способом, называемым шхита». «Не ешьте никакой падали…» (Дварим, 14:21); «…режь [животных] из крупного и мелкого скота твоего… как я заповедал тебе…»(Дварим, 12:21).

Правила шхиты сохранила для нас Устная Тора, и касаются они только скота и птицы, но не рыбы: «…мелкий и крупный скот зарезан для них… рыбы моря собраны для них…» (Бемидбар, 11:22).

Правила шхиты разработаны таким образом, чтобы животное страдало минимально и чтобы удалить из мяса как можно больше крови. Очень острым ножом без малейшей зазубрины моментально рассекают трахею, пищевод, сонную артерию и яремную вену. Животное теряет сознание почти мгновенно, а сам разрез безболезнен (человек, порезавший палец острой бритвой, чувствует боль лишь секунду-две спустя). Лучшие психологи, патологоанатомы и другие ученые утверждают, что еврейский способ забоя животных —самый гуманный. Кроме гуманности, шхита имеет еще одно существенное преимущество перед любыми другими методами забоя: она гарантирует полное и быстрое вытекание крови, что является непременным требованием кашрута. Не вызывает сомнения, что это требование соответствует современным взглядам на гигиену питания.

Шохет — не просто еврейский резник. Шохет обязан быть глубоко религиозным человеком, хорошо знающим законы шхиты. Он должен отлично разбираться в анатомии и физиологии животных, сдать сложный экзамен и иметь соответствующий документ от раввината. Будучи уверены в знаниях и благочестии шохета, евреи часто приглашают его исполнять и другие обязанности, особенно в маленьких общинах. Процедура шхиты детально разработана в Талмуде (трактат Хулин, 1,2) и кодифицирована в «Шулхан арухе» (раздел «Йорэ деа», 1:28).

«КАШЕРОВАНИЕ» МЯСА

Запрещение крови

Тора запрещает употреблять в пищу кровь даже кашер-ного скота и птицы (но не рыб): «Крови же никакой не ешьте… ни птиц, ни скота… А кто будет есть кровь, душа того истребится из народа своего» (Вайикра, 7:2б,27).

Чтобы не нарушать эту заповедь, кровь нужно удалять одним из двух способов: либо вымачиванием и солением, либо обжариванием над огнем или в электропечи.

Если животное или птица были правильно зарезаны, но их мясо приготовлено не по еврейскому закону, оно становится некашерным. Так, если во время варки или обжаривания без предварительного кашерования из мяса вытекает оставшаяся после убоя кровь, — все содержимое сковороды или кастрюли становится некашерным.

Кашерование обжариванием

Нельзя обжаривать мясо на сковороде, кровь должна вытекать свободно.

Гриль, вертел, решетку, на которых кашеровали мясо, необходимо прокалить для дальнейшего употребления.

Сырое мясо нужно тщательно вымыть и посолить перед обжариванием.

После того, как мясо прожарено, его нужно промыть три раза, чтобы удалить кровь. После этого можно готовить любым способом.

Способ кашерования обжариванием применяют, в основном, для приготовления печени, которая содержит очень много крови. Обычное же мясо кашеруют вымачиванием и солением.

Кашерование вымачиванием и солением

Прежде всего мясо тщательно моют в холодной проточной воде, затем кладут на полчаса в миску с холодной водой. Вода должна полностью покрывать мясо, при этом оно смягчается.

Мороженое мясо нельзя солить до тех пор, пока оно не оттает полностью.

После того, как мясо пробыло в воде полчаса, его густо солят со всех сторон (птицу внутри и снаружи тушки) солью средней зернистости. Обычная столовая соль слишком мелкая и быстро впитывается в мясо, вместо того, чтобы вытягивать кровь.

Посоленное мясо кладут на наклонную доску, чтобы кровь могла свободно стекать. Доску, в которой есть отверстия, нет надобности наклонять.

Мясо должно лежать на доске в течение часа (при особых обстоятельствах этот срок можно сократить до восемнадцати минут).

Через час соль нужно тщательно смыть холодной проточной водой. Теперь мясо можно варить, жарить или печь.

Миску, в которой вымачивают мясо, и доску нельзя использовать в других целях.

Мясо кашеруют сразу после покупки. Во всяком случае, не следует откладывать обработку больше чем на семьдесят два часа с момента шхиты. Если все же кашерование приходится отложить на более поздний срок, то мясо нужно тщательно промыть в холодной воде до того, как истекут семьдесят два часа, чтобы не дать крови свернуться, иначе соление и вымачивание могут стать неэффективными.

Если мясо пролежало без промывки и кашерования более семидесяти двух часов, кровь можно удалить только обжариванием. Если же оно было заморожено, то, по мнению некоторых авторитетов, его можно кашеровать солением.

Яйцо, обнаруженное внутри курицы, тоже нужно вымочить и высолить. Но его кладут отдельно от тушки в верхнем конце наклонной доски. Оно считается мясом, и его нельзя употреблять в пищу вместе е молочными продуктами.

Мясо, предназначенное для фарша, нужно кашеровать перед измельчением. Если мясо перемолото до кашерования, есть его нельзя. Посуда, в которой хранилось это мясо, становится некашерной.

Запрещается использовать яйцо, если в нем обнаружены кровяные пятна или сгустки. Перед употреблением нужно тщательно просматривать и желток, и белок.


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?