«Пришелец и житель я среди вас. Дайте мне участок для могилы, и похороню мою умершую». Пришелец и житель — противоположности. Если пришелец, как может быть жителем, а если житель — как может быть пришельцем? Однако «дела отцов — знак для потомков». Наш отец Авраѓам, мир ему, пребывая в изгнании, сказал: «Пришелец и житель я среди вас», ибо таково всегда ваше отношение ко мне. В отношении всякой дани, подати и налогов я житель для вас, а пришелец — в отношении любых прав и судов. Когда наступает наша очередь «благословлять светила» и наслаждаться привилегиями, мы считаемся пришельцами: «Дайте мне участок для могилы, и похороню мою умершую». Пусть хоть для приобретения могилы у меня будет статус жителя. Наш отец Авраѓам, стараясь похоронить Сару, показал потомству, что верит в существование души. И тем опровергал мнение отрицающих ее, которые считают, что после смерти заканчиваются все счета человека с другими, и не остается от него ничего, кроме удобрения для полей. Эти неверующие не станут хоронить тело мертвеца, но, как навоз на поле, бросят его. Только наш отец Авраѓам осознал, что и после смерти дела человека с живыми не завершены. Умерший лишь сменяет преходящий мир на вечный мир. На это дают намек в Мидраше: «Десять раз написано “сыны Хета”, что соответствует десяти изречениям». Это значит, что если мы верим в существование души, то верим и в десять изречений. Но кто не верит в существование души — тот отрицает всю Тору целиком.
Раздел Толдот. «И толкались сыновья в утробе ее… и пошла она вопросить Б-га». Мудрецы объясняли: когда она проходила мимо входов в места изучения Торы Шема и Эвера, Яаков толкался и пытался выйти; когда проходила мимо входов в места служения идолам, Эсав пытался выйти (см. Раши). Я слышал от рава Яакова из Вильны, благословенна его память, что на первый взгляд трудно понять: как же Ривка входила в бейт-мидраш? Ведь Яаков и Эсав убьют там друг друга! Ответ в том, что и у Эсава [стр. 10] внутри Дома Учения проявляются стыдливость и правила хорошего поведения. Это наставление для народа Израиля, чтобы не ссорились в бейт-мидраше.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?