Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Подобно тому, как лица людей непохожи друг на друга, так различны и их мысли»Бэмидбар Рабба 21, 2
«Десять раз написано “сыны Хета”, что соответствует десяти изречениям». Это значит, что если мы верим в существование души, то верим и в десять изречений.

«Пришелец и житель я среди вас. Дайте мне участок для могилы, и похороню мою умершую». Пришелец и житель — противоположности. Если пришелец, как может быть жителем, а если житель — как может быть пришельцем? Однако «дела отцов — знак для потомков». Наш отец Авраѓам, мир ему, пребывая в изгнании, сказал: «Пришелец и житель я среди вас», ибо таково всегда ваше отношение ко мне. В отношении всякой дани, подати и налогов я житель для вас, а пришелец — в отношении любых прав и судов. Когда наступает наша очередь «благословлять светила» и наслаждаться привилегиями, мы считаемся пришельцами: «Дайте мне участок для могилы, и похороню мою умершую». Пусть хоть для приобретения могилы у меня будет статус жителя. Наш отец Авраѓам, стараясь похоронить Сару, показал потомству, что верит в существование души. И тем опровергал мнение отрицающих ее, которые считают, что после смерти заканчиваются все счета человека с другими, и не остается от него ничего, кроме удобрения для полей. Эти неверующие не станут хоронить тело мертвеца, но, как навоз на поле, бросят его. Только наш отец Авраѓам осознал, что и после смерти дела человека с живыми не завершены. Умерший лишь сменяет преходящий мир на вечный мир. На это дают намек в Мидраше: «Десять раз написано “сыны Хета”, что соответствует десяти изречениям». Это значит, что если мы верим в существование души, то верим и в десять изречений. Но кто не верит в существование души — тот отрицает всю Тору целиком.

Раздел Толдот. «И толкались сыновья в утробе ее… и пошла она вопросить Б-га». Мудрецы объясняли: когда она проходила мимо входов в места изучения Торы Шема и Эвера, Яаков толкался и пытался выйти; когда проходила мимо входов в места служения идолам, Эсав пытался выйти (см. Раши). Я слышал от рава Яакова из Вильны, благословенна его память, что на первый взгляд трудно понять: как же Ривка входила в бейт-мидраш? Ведь Яаков и Эсав убьют там друг друга! Ответ в том, что и у Эсава [стр. 10] внутри Дома Учения проявляются стыдливость и правила хорошего поведения. Это наставление для народа Израиля, чтобы не ссорились в бейт-мидраше.


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?