Из цикла «Стремись к истине», темы: Провидение, Мировоззрение, Вера, Рав Элиягу Деслер, Рав Арье Кармель
Эта статья была написана в 5700 (1939-1940) году вскоре после начала Второй мировой войны. Члены кружка учеников р. Деслера в Англии оказались рассеянными по разным странам. Статья была написана в качестве «письменного урока» для поддержания контакта с учениками, и её отправляли по частям. (Р. Деслер сам печатал эту статью на пишущей машинке, стараясь закладывать максимальное число листов). В то же самое время составлялись и распространялись уроки по алахе, построенные на разъяснении различных тем Талмуда.
Статья была задумана как дискуссия на тему о природе и значении Б-жественного Провидения и критериев применения качеств «справедливости» и «милосердия». В ходе широкого исследования выявляются многие глубокие психологические тонкости, в частности, относящиеся к природе и сущности иудаизма, а также тонкие моменты действия йецера атов и йецера ара и природы свободного выбора. Рассматриваются проблемы чистой и нечистой мотивации и другие факторы, влияющие на возникновение трудных ситуаций в жизни людей вообще и евреев в частности.
Как и в других статьях, центральной здесь является мысль о реальности и первичности духовной жизни. Грядущий мир для р. Деслера — это яркий, сияющий мир. Духовный опыт нашей жизни здесь и сейчас содержит лишь намёк на этот грядущий мир. В духовной вселенной свои законы, отличные от того, что имеют место в физическом мире. Например, существуют законы духовного наследования; в этой вселенной (но не в той) приобретённые свойства могут наследоваться лишь при условии, что они глубоко укореняются в душе, как бы «гравируются» в ней в пламени проб, испытаний и в преодолении искушений.
Ещё одна идея, впервые появляющаяся здесь, а позднее часто встречающаяся в размышлениях р. Деслера: смерть не приводит к фундаментальным изменениям в личности человека. Основные черты характера и склонности, приобретённые за годы жизни, сохраняются после смерти тела и остаются базой будущих впечатлений и переживаний личности в духовном мире. В Талмуде имеются серьёзные доводы в пользу такой идеи, и из неё вытекает ряд интереснейших следствий. Оглядываясь назад, можно сказать, что этот урок стал пророческим: в нём подчёркнута способность еврея принять от Б-га даже великие несчастья с непоколебимой верой. Катастрофа еще не предстала взору потрясенного человечества, но р. Деслер уже тогда писал, что «такая пылкая вера требуется сейчас больше, чем когда бы то ни было, поскольку на нас обрушилось огромное количество бед и преследований, каких не бывало за всю длинную историю нашего галута». Эти слова — проявление непоколебимой веры еврея в доброту Б-га, веры, сохранённой даже перед лицом Катастрофы.
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Рав Гедалия Спинадель
Творец укрепил сердце фараона, чтобы тот не отпускал евреев. Почему Он стал это делать именно после шестой казни?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваэра
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо