Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Желание, стремление человека прилепиться к Творцу и получить от Него благодать и жизненную силу, — есть наимощнейшая сила во вселенной

«На чем стоит земля… на одном столпе, называемом “праведник”, как сказано: “а праведник — основа мира” (Хагига 12б)

“Праведники преподносят перед Господином реальность новой готовности… А Всевышний ответит им воздействием высокого уровня, в соответствии с качеством той готовности” (Рамхаль, Даат твунот 158).

“На чем стоит земля?” Кто дает ей существование, на основе чего она получает изобилие жизни и благословения, — это вопрос Гемары в трактате Хагига. У земли нет ничего от себя, она пустынна: “…а земля была безвидна и пуста”. Все изобилие приходит к ней с Неба. Там — совершенство изобилия в материальном и духовном: “Он делает совершенство в Своих высотах”. Кто же соединяет две эти системы, высшие и низшие — вот в чем вопрос Гемары. И она отвечает: праведник, который является основой мира, “ибо он объединяет небо и землю” — лестница, стоящая на земле, но головой достигающая неба. “Праведники преподносят перед Господином реальность новой готовности”. Готовность, которая, в частности, служит для скачивания изобилия благословения и жизни для материального мира — это молитва. Молитва есть часть сущности праведника, ее действие — его имя.

Человек просящий

Упоминаемый в мишне из трактата Бава кама один из архетипов ущерба מבעה расшифровывается в Гемаре как “человек” (Бава кама 2а-3б). מבעה дословноозначает “просящий”, как следует из стиха в Йешаяу (21:12): “Сказал страж: утро настало, но и ночь… Если хотите просить תבעיון, то просите בעיו; приходите снова”. “Сказал Всевышний: ‘Обдумываю Я (желание) озарить вас избавлением… Если выскажете свою просьбу ускорить конец времен’. Следовательно, בעיו сказано о человеке” (Раши)». Таким образом, человек назван «просящим» — молящимся.

Сама молитва называется «душой человека», как сказано: «Раздирающий душу в гневе своем» (Ийов 18:4). И что это за душа? Это молитва, как сказано: «…и проливала я свою душу перед Г-сподом» (Брахот 5б). «Душа» — это воля человека: «если есть с вашей душой» (Берешит 23:8), то есть, если вы пожелаете. Синонимичность человека и молитвы учит нас, что молитва является частью сущности человека. Это желание, стремление человека прилепиться к Творцу и получить от Него благодать и жизненную силу, — есть наимощнейшая сила во вселенной. Она продвигает весь мир к его цели — совершенству. Эти воля и желание — краеугольный камень молитвы как таковой.

Человек — это «молящийся» вселенной

«И всех кустов полевых еще не было на земле, и все полевые травы еще не выросли, ибо не послал Г-сподь Б-г дождя на землю, и человека нет, чтобы возделывать почву» (Берешит 2:5). «Не вышли (травы), а стояли на уровне земли до шестого дня, и почему? Поскольку не послал дождя. А почему не послал? Потому что нет человека, чтобы возделывать землю, и не было того, кто понимал благо дождей. А когда пришел человек и познал, что они необходимы миру, помолился о дожде и тот пошел, — и выросли деревья и травы» (Раши).

Все в творении занимает свое место. Небо отдельно, и земля отдельно, и некому их соединить. Они ждут человека, праведника мира, который помолится о них и повлечет то самое высшее сочетание, которое приведет к излиянию благословения из высших миров в низшие. (Дождь, как известно, — это символ благодати, нисходящей из высших миров в низшие).

И человек, «познавший необходимость дождя», признал недостаток в низших мирах и обратился к Творцу, чтобы эти миры получили восполнение этого недостатка. И пошел дождь, и выросли деревья и травы. Это плоды служения человека. Это благословение — плод служения молитвой.

И как это было в день сотворения человека, так и последний день ожидает молитвы человека, который почувствует и признает великий недостаток, корень всех недостатков творения: недостаток в Великом Имени Всевышнего. И встанет человек, и помолится о восполнении этого недостатка, и будет умолять и упрашивать, чтобы раскрылось Единство Всевышнего в творении, и был Г-сподь один и имя Его одно: «Если хотите просить, то просите».


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.