Из цикла «Еврейский дом», темы: Муж и Жена, Общение супругов, Еврейский дом, Критика, Рав Симха Коэн
Он не будет больше критиковать
В семье, в которой не дают высказывать критику и отвергают ее с порога, критик зачастую прекращает высказывать свои замечания. На первый взгляд, можно быть довольным, когда супруг остерегается критиковать, особенно если ранее он много критиковал, а теперь прекратил. Но не всегда воздержание от критики свидетельствует об улучшении отношений в семье и способствует их улучшению. Нужно помнить, что люди всегда критикуют членов своей семьи больше, чем чужих. Каждый отец больше выговаривает своим детям, чем соседским. Это потому, что поведение чужих детей его не касается и не так уж интересует. Поэтому, когда критика прекращается, следует проверить, не является ли это следствием отчуждения, безразличия к супругу и отчаяния по поводу их отношений.
Процесс отдаления, который запускается неприятием критики, иногда раскрывается, когда супруг очень тяжело воспринимает критику в свой адрес, глубоко обижается на нее и резко реагирует. Когда такое поведение становится правилом, критик уходит в себя, приходит к мысли, что нет шанса продвигать супруга вперед, и начинает обдумывать каждое слово, которое он собирается сказать, чтобы оно не воспринималось как критика. Со временем у него развивается ощущение, что у него нет партнера, с которым он может вместе развивать семейные отношения и вместе улучшать ситуацию в доме. Понемногу он смиряется с реальностью и это тоже уменьшает его желание критиковать. Он все больше и больше уходит в свои занятия, в работу ил учебу, где он чувствует себя удобно, где он может развивать и вести приятные, без напряжения, отношения с людьми. Такая ситуация указывает на незаинтересованность в супруге и в ослаблении связи с ним. Поэтому человек, который радуется «улучшению» поведения своего партнера, который прекратил критиковать его, должен как следует проверить, в чем причина такого изменения: потому, что нечего критиковать, или потому, что некого критиковать.
Целенаправленная критика
У Якова было много претензий по поводу отношения его жены к уборке дома. Он утверждал, что она слишком много занимается наведением порядка и уборкой, вновь и вновь протирает тряпкой уже чистые места, постоянно моет пол, и детей тоже заставляет мыться без необходимости. И все это — в дополнение к ее ответственной работе вне дома. Как следствие, когда дело доходит до занятия детьми, она уже очень устала, и нервно реагирует на их поведение и требования.
Основная претензия Якова заключалась в том, что у жены отсутствует система приоритетов. Она может заниматься чисткой люстры, в то время как на полу разбросана куча вещей, о которые спотыкается он и дети, что выводит его из себя.
Яков много раз делал жене замечания по этому поводу, но безуспешно. Более того, она реагирует на его замечания нервно и резко. Ронит, супруга Якова, очень чувствительна к его критике. Она утверждает, что он имеет право делать замечания по поводу беспорядка в доме, но только при условии, что каждый раз будет отмечать, что конкретно лежит не на своем месте. Ее раздражает не само по себе замечание о беспорядке, а то, что «я не согласна принимать его предписания по поводу того, что мне делать раньше, а что потом. Такие замечания — вне его области и его понимания». Ошибка Якова в том, что, когда он говорит о неправильном порядке предпочтений жены, он ставит под сомнение разумность ее решений, что мешает ей выслушивать его претензии, даже если они справедливы. Поэтому в данном случае ему лучше было сосредоточиться на вещах, валяющихся на полу, и отметить, что они ему мешают, не добавляя к этому ничего более.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?