15 февраля 2016 года, темы: Реформизм, Атеизм, Шауль Резник, Государство Израиль, Конфликты
Высший суд справедливости, который в последние лет 20 традиционно вмешивается в соблюдение религиозных норм в Израиле, вынес очередное, не побоимся этого определения, скандальное постановление. Теперь общественные миквы (ритуальные бассейны), которые традиционно находятся в ведении государственного раввината, будут предоставляться представителями реформистского и консервативного движения для проведения гиюров.
Главный сефардский раввин Израиля рав Ицхак Йосеф уже подверг критике это решение. Он назвал произошедшее «неправым днем неправого суда» и обвинил неортодоксальные движения в «подрыве еврейской идентичности государства Израиль», Человек, не разбирающийся в иудаизме (именно к такому типу принадлежат типичный израильский судья или политик-популист), задастся вопросом: «Действительно, а почему бы не поощрять конкуренцию? Есть же, леавдиль, православные христиане, католики и протестанты. Есть шииты и сунниты. Почему должна иметь место ортодоксальная монополия на иудаизм?»
Ответом служат результаты опроса, проведенного в 2013 году американским исследовательским институтом Pew. В многостраничном документе «Портрет евреев-американцев», нашпигованном цифрами и графиками, отдельная глава посвящена соблюдению элементарнейших заповедей иудаизма. Зажигание субботних свечей: среди ортодоксов — 99% (оставшийся процент можно смело списывать на статистическую погрешность или на людей, которые отошли от соблюдения, но по привычке считают себя религиозными), среди консерваторов свечи зажигают 34%, среди реформистов — 10%.
С соблюдением кашрута дело обстоит аналогичным образом. Кошерное едят 98% ортодоксов, 31% консерваторов и 7% реформистов. В брак с неевреями вступает 2% ортодоксов (точнее, бывших ортодоксов), 27% консерваторов и 50% реформистов. Наиболее красноречивыми являются результаты, которые касаются веры в Б-га. В Творца как в универсальную силу верят 96% американских евреев-ортодоксов, 41% консерваторов и 29% реформистов.
Ровно та же ситуация имеет место возле Стены Плача, к которой раз в месяц приходят представительницы феминистской организации «Женщины Стены» и устраивают громкие молитвы с потасовками. Недавно феминисткам было выделено отдельное место для проведения церемоний, ничего общего с Галахой не имеющих.
Чтобы понять, что представляют из себя «Женщины Стены», достаточно пробежаться по ключевым именам их лидеров и приверженцев. Глава организации Анат Гофман является членом леворадикальной партии МЕРЕЦ, выступающей за отделение религии от государства и работу общественного транспорта по субботам. Параллельно Гофман членствует в Ассоциации цыган Иерусалима «Домари», организации, которая активно озвучивает палестинские призывы к борьбе с «оккупацией».
Восторженную поддержку «Женщинам Стены» оказывает депутат Тамар Зандберг от той же партии. Она тоже выступает за транспорт и торговлю по субботам (а еще и за легализацию легких наркотиков). 3 года тому было опубликовано расследование Рахель Авраам, из которого следовало, что Варда Каллус, вице-президент «Женщин Стены», поддерживает тесные отношения с пропалестинскими организациями «Адалла», «Йеш дин» и «Мусауа». Субботу «Женщины Стены» не соблюдают, волосы, будучи замужними женщинами, не покрывают. Зато раз в месяц читают Тору и раз в год зажигают ханукию при участии еще одной политиканши-популистки — члена партии «Авода» Ксении Светловой, неспособной, как это следовало из видеоролика, прочесть два благословения без бумажки.
Выводы из этих фактов и цифр делаются неутешительные. Консервативный, реформистский и любой другой неортодоксальный иудаизм являются таковым исключительно в кавычках. Представьте себе человека, который называл бы себя профессиональным спортсменом, при этом ежедневно питался ватрушками и плюшками и раз в неделю тренировался — делал 5 приседаний. Называли бы такого человека спортсменом все остальные? Хотели бы, чтобы он тренировал их собственных детей?
В Израиле никогда не был "других иудаизмов", рожденных в Германии и Америке "просвещенными" евреями (здесь, на Святой земле, их представители буквально исчислялись и исчисляются единицами), хотевшими себе "лайт" соблюдение, легкий, упрощенный вариантик остаться евреями, подменяющий основу Иудаизма - 613 заповедей... Со времени основания государства в 1948 году был статус-кво, еще установленный Бен-Гурионом - что государство не "лезет" в регулирование религиозной жизни - и вдруг - на высшем государственном уровне - сейчас такой вопиющий выпад против цельности нашей традиции, против собственного государственного раввината, против миллионов собственных граждан...
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?