Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Контраст между Создателем и Его творением — источник юмора

«Нуминистическое» доказательство

Это доказательство принадлежит известному немецкому ученому Рудольфу Отто. В своей классической работе «Священное» он приводит строго документальные исторические свидетельства того, что люди всегда испытывали иррациональное («нуминистическое» как он его назвал) чувство Б-жественного могущества, размышляя над Силой или Силами, управляющими Вселенной.

Для нас достаточно отметить, что в этом чувстве тайного страха сливалось восхищение и преклонение перед грозной силой вневременного начала, находящегося _а пределами человеческого бытия. И, скорее всего, каждый человек в то или иное время испытывал подобное. Конечно, это ощущение внеземного ужаса могло быть результатом массовой иллюзии. Вполне возможно. Но с той же степенью вероятности оно могло быть «началом мудрости, которая есть страх перед Ашемом» (Теилим 110:10).

«Юмористическое» доказательство

Это доказательство лучше всего назвать «доказательством, вытекающим из нашего чувства юмора», но будем пользоваться предложенным выше определением, чтобы сохранить рифму («юмористическое» и «нуминистическое») и противопоставить их друг другу. Каждый согласится, что рифмы, шутки-прибаутки и подтрунивания существуют в действительности и что некоторые ситуации весьма забавны. А вот почему мы смеемся над забавными ситуациями? При более подробном рассмотрении вопрос оказывается совсем не шуточным.

Мы смеемся потому, что каким-то образом наши представления о жизни на мгновение разошлись с происходящим. Президент, выходя из самолета, спотыкается и падает; футболист, вводящий мяч в игру, случайно попадает в болельщика на трибунах, а гимн «Господи, благослови Америку!» снова спасает команду Флайерс. Все эти случаи заставляют нас улыбнуться, потому что наше представление о том, как все должно быть в жизни, нелепейшим образом исказили. Но откуда у нас создается впечатление нормальности, любые отклонения от которого кажутся забавными? Почему мы считаем легкие забавы жизни достойными смеха? Имеет ли смех какое-нибудь смысл для материалиста?

Религиозный человек может смеяться, потому что его жизнь и жизнь его близких в основном упорядочена. Верующий человек может смеяться, уверенный в том, что нынешнее состояние человека преходящее; он рассматривает себя, наделенного человеческим несовершенством, противоречиями и легкомыслием, как создание Б-га, Который абсолютен и совершенен. Контраст между Создателем и Его творением — источник юмора. И Феликс Унгар, и Оскар Медисон были бы грустными карикатурами на наше безнадежное существование, если бы не ощущение радости и вечности человеческой жизни. Как писал Джон Шеридан:

«Если смерть не начало, а конец, (а) человеческие страдания — месть непреодолимых, обезличенных сил, тогда нет оснований для надежды, нет логического объяснения природы смеха. Если смерть это конец, то мы такие же, как амеба, а наш смех имеет такой же смысл, как слюна на губах идиота».16

Доказательство от «игры»

Доказательство, выводимое из потребности человека в игре, подобно «юмористическому» и некоторым другим, попадает в категорию, названную проф. Питером Биргером «индуктивные доказательства». Как мы уже отмечали, такого рода аргументы идут «изнутри», от какой-то формы всеобщего жизненного опыта человека, чтобы прояснить вопрос о Б-ге. Включен в эту категорию и очень интересный аргумент от «игры».

Все человеческие сообщества участвуют в своего рода игре. Эта тенденция авторитетно подтверждена учены-ми-социологами. Однако причину этой потребности людей можно понять только тогда, когда в обсуждение включаются мотивы вечности и трансцендентности. Процесс игры это процесс, включаясь в который, человек выпадает из времени и реальности материального стандартизированного общества и вступает в особую зону существования, где жизнь, если можно так сказать, замерла.

Семнадцать с половиной тысяч преданных, но постоянно разочарованных болельщиков, входя в Медисон Сквер Гарден в Манхэттене, чтобы подбодрить проигрывающую команду Рейнджере, на три часа покидают абсурдный мир материалистов-детерминистов. Они оказываются в мире, наполненном подлинной радостью, настоящими, переполняющими сердце страстями; в мире, в котором, как в детстве, время отсутствует. Смерть неизвестна сознанию этой захваченной игрой Вселенной. Имеет значение только то, чтобы повсюду гремело «Ник! Ник!» и чтобы Бродвей Блюз победили!

Есть ли какое-нибудь разумное обоснование потребности человека в игре? Можем ли мы на основе эмпирического детерминизма объяснить, почему нас полностью поглощают, казалось бы, мифические радости и печали игры? Каким образом мы избавляемся от ощущения материальной реальности, участвуя в игре или наблюдая за ней? Не оказываемся ли мы в совершенно иных жизен-ных пределах, как бы в зоне потустороннего мира?

Конечно, не исключено, что все наши чувства трансцендентного, которые мы испытываем во время игры, иллюзорны. Но не могут ли они быть отдаленным напоминанием, что человеку назначено судьбой время, когда настанет «вечное счастье»?

С разрешения издательства Швут Ами


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»