Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Когда человек собирается предстать перед Всевышним в молитве и просить его, он должен почувствовать, что обязан сделать что-либо — нельзя оставаться на месте.

Сказано в начале главы (Брейшит 44:18): «И подступил к нему Йеуда и сказал: мой господин, сейчас будет говорить раб твой слово в уши господина моего, и пусть не воспылает гнев твой на раба твоего, ибо кто как ты, как Паро».

«Ор аХаим» задает вопрос: ведь Йеуда уже и прежде находился около Йосефа, что значит фраза «Йеуда подступил к нему»?

«Ор аХаим» поясняет, c точки зрения простого смысла, Йеуда подступил к нему еще ближе, объясняя это тем, что обычно у царей принято, что его окружают придворные и советники, а обращающийся к нему стоит за этим кругом, теперь же Йеуда зашел за этот круг, чтобы подойти к Йосефу еще ближе и говорить с ним наедине, и поэтому сказано, что он «говорил ему в уши».

В другом объяснении, с точки зрения толкования, предложенного «Ор аХаим», он объясняет это тем, что другой человек, относится к тебе точно так же, как и ты сам, относишься к нему, как сказано (Мишлей 27:19): «как вода отражает лицо, так сердце человека к человеку». Поэтому Йеуда постарался обратить сердце Йосефа к себе, чтобы тот приблизился к нему и принял его слова. Для того и «подступил Йеуда к нему ближе», чтобы снискать расположение Йосефа, поэтому в первую очередь, сам стал более доступным и симпатизирующим Йосефу. А для этого Йеуде было необходимо преодолеть себя, поскольку по своей природе, сыны Якова не жаловали язычников.

Однако по-простому, можно пояснить, что Йеуда «приблизился» к Йосефу, прежде чем начать разговор с ним, несмотря на то, что уже до этого находился рядом, из-за того, что чувства человека и его ощущения требуют, чтобы прежде, чем попросить другого о чем-то, человек ощущает необходимость стать «ближе» к тому, к кому обращена просьба.

Принято, что при начале молитвы «шмоне-эйсре» делают три шага вперед. Источником этого обычая является автор «Рокеах», он же в свою очередь объясняет это тем, что мы трижды находим в Торе слово «ваигаш» — «подступил»: «и подступил Авраам», «и подступил к нему Йеуда», «и подступил Элияу».

И, на первый взгляд, это не ясно: ведь как было сказано выше, то, что Йеуда подступил поближе к Йосефу, прежде чем начать разговор с ним, вызвано потребностью человека стать ближе к тому, к кому обращена просьба, прежде чем попросить. Но какое это имеет отношение к молитве, разве человек становится ближе ко Всевышнему, за счет того, что переходит три шага с места на место?

От имени рава Штеймана (да продлит Всевышний его годы в добре и здоровье) приводят: из вышесказанного следует, что три шага вперед — это не причина близости, а ее признак. То есть тогда, когда человек собирается предстать перед Всевышним в молитве и просить его, он должен почувствовать, что обязан сделать что-либо — нельзя оставаться на месте. Необходимо совершить действие способствующие сближению, несмотря на то, что в реальности его действие не приведет к физическому приближению — это выражение желания сблизиться.

Более того, у праотца Авраама и пророка Элияу сознание и так не отвлекалось от связи со Всевышним, но этого им не хватило, и перед молитвой им было необходимо «подступить ближе», чтобы ощутить в обновленной форме, что они должны приблизиться ко Всевышнему!

И более того, праотец Авраам не только находился в постоянном состоянии «представляю себя перед Всевышним постоянно», а прежде чем подступил ко Всевышнему для молитвы, он вообще «разговаривал» с ним, как сказано (Брейшит 18:22): «и Авраам все еще стоит перед Всевышним». Всевышний в это время сообщал ему о своем замысле уничтожить Сдом. Получается, что до молитвы, он получал пророчество, и находился на самом большом уровне близости между Творцом и творением — пророческом откровении, и несмотря на это, для молитвы ему необходимо было «подступить» — еще ближе!

В мидраше (приведен в Бааль аТурим) о стихе «и подступил Йеуда» сказано, что подступил для трех вещей: для войны, для задабривания, и для молитвы (просьбы). Так же, как Раши сказал об Аврааме (Брейшит 18:23): «и подступил Авраам». Там написал Раши: мы находим в Торе, что слово подступил, используется в трех значениях. Для войны — говорить тяжелые вещи, для задабривания, и для молитвы. И для всего этого «подступил Авраам».

И не очень понятно, как можно такое сказать, что Авраам подступил для того, чтобы говорить тяжелые вещи? Кому, Всевышнему!? И ради кого, ради преступников и грешников — жителей Сдома?

Мне кажется, что понимать сказанное Раши нужно следующем образом. Смысл войны — превозмочь противника. Авраам был готов превозмочь Всевышнего настаивая на несправедливости уничтожения праведников и злодеев вместе. Невозможно, «чтобы судья всей земли, рассудил несправедливо». Что такое «задабривание»? Это способность превозмочь себя, и снискать расположение и милость другого. Это то, что Авраам хотел достичь, взывая к тому, чтобы за счет праведников спаслись и злодеи. Таким образом, получается, что это две формы взаимодействия и достижения единства мнений: переубедить другого, превозмогая его мнение. Или наоборот, превозмочь себя, сблизиться, сделать себя доступным, и снискать расположение другого, и таким способом прийти к тому, что твое мнение или просьба будет принята. То же происходило и когда Йеуда приблизился к Йосефу. И наконец, третья форма — это единство. Однако, и единство, в свою очередь, проявляется двумя способами — одинаковостью и равностью, или, наоборот, единством противоположностей.

Вначале, в случае со Всевышним и Авраамом, Йеудой и Йосефом, единство, было равенством и одинаковостью. Всевышний раскрыл Аврааму свой замысел об уничтожении Сдома, поскольку тот, был Отцом народов — нёс отвественность за них, и в этом смысле был подобен Создателю. Но когда Авраам начал просить за Сдом — молиться, здесь произошло единство противоположностей. Молитва — это единство противоположностей: есть тот, кто просит и тот, кто выслушивает, тот, кто дает, и тот, кто получает, Творец и творение, Всевышний и человек. Наподобие этого, Йеуда был равным Йосефу, так как, и тот, и другой, были царями и разговаривали наедине. Но в том, ради чего Йеуда подступил к Йосефу — в просьбе Йеуды к Йосефу отпустить Беньёмина, проявилось единство противоположностей: здесь был просящий, и тот, кого просили. Однако это было до того, как Йосеф раскрыл себя перед братьями. В продолжении главы, после того, как Йосеф раскрыл себя, мы находим, что праотец Яаков первым отправил в Египет Йеуду к Йосефу, чтобы тот, по объяснению Раши, подготовил и освободил место для народа Израиля в земле Гошен, а с точки зрения толкования, чтоб подготовил для него Бейт-Мидраш, откуда будет исходить Учение. Как сказано в стихе (45:28): «а Йеуду послал перед собой к Йосефу, чтобы указывать перед ним в Гошен…». Здесь возникло еще одно единство противоположностей: Йосеф был принимающей стороной, а Йеуда привносящей. Правда здесь это было с обратным знаком, здесь Йосеф был принимающей стороной, тогда как до раскрытия братьям, был дающей стороной.

И так произойдет в будущем, как мы читаем в афторе (отрывок из пророка Йехезкеля), читаемой после недельной главы: «и ты…возьми одно дерево и напиши на нём Йеуда…, и возьми еще одно дерево и напиши на нём Йосеф…, и сблизь их друг с другом в одно дерево, и станут они одним целым в твоей руке… И сделаю их народом единым на земле, на горах Израиля (символ Йосефа), и будет один царь для всех них царем, и не будут они более двумя племенами, и не разделятся более на два царства… и … Давид (потомок Йеуды) царь над ними…, и будут обитать на земле вовек… и завет вечный будет с ними… и буду обитать среди них, и буду им Б-гом, а они мне народом…». Полное единение народа, царя, земли Израиль, и Всевышнего.


Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше