Из цикла «Кашрут в некашерном мире», темы: Мясное и молочное, Кашрут, Элиэзер Вольф, Посуда
Сыр, нарезанный мясным ножом
В: Я нарезал холодный сыр мясным ножом. Каков теперь статус сыра и каков статус ножа?
О: В отличие от других столовых приборов, нож очищается с большим трудом; на нем часто остаются мелкие частички еды даже после того, как его вымыли. Поэтому нужно срезать тонкий слой сыра, соприкасавшийся с ножом, а остальное можно есть. Нож же нужно очистить: воткнуть его 10 раз в плотный грунт, причем каждый раз в другом месте, либо отскрести металлической мочалкой.
Огурец, нарезанный мясным ножом
В: Если я нарезал огурец мясным ножом, могу ли я есть этот огурец с молоком?
О: Да, можете. Если нож не был чистым, соскоблите с огурца слой, соприкасавшийся с ножом.
Молоко, пролитое рядом с горячей мясной кастрюлей
В: Молоко пролилось рядом с горячей мясной кастрюлей, но я не уверен, попало ли оно на кастрюлю. Можно ли использовать эту кастрюлю?
О: Да, если вы не видите на ней следов молока.
Капля молока, попавшая на внешнюю поверхность горячей мясной кастрюли
В: Молоко брызнуло на внешнюю поверхность стоящей на огне мясной кастрюли. Каков закон в этом случае?
О: Если молоко попало на ту часть кастрюли, которая ниже уровня находящейся в кастрюле пищи, а объем мясной пищи в кастрюле в 60 раз превышает объем брызнувшего молока, то мясная пища "аннулирует" молоко, и ее можно есть. Лучше всего немедленно перелить мясную еду из кастрюли через тот ее край, которого не коснулось молоко.
Если молоко попало на ту часть кастрюли, которая выше уровня пищи в ней, а объем пищи превосходит объем молока в 60 раз, мясную еду можно есть только при условии, что она была перелита в другую посуду одним из следующих способов: 1) пока еда еще горячая, ее перелили через тот край, которого не коснулось молоко, 2) уже остывшую еду перелили в другую посуду (в последнем случае неважно, через какой край). Тем не менее, существует обычай запрещать использовать мясную еду в этом случае. Кастрюлю следует кашеровать в любом случае.
Капля молока, попавшая на внешнюю поверхность горячей паревной кастрюли
В: Молоко брызнуло на внешнюю поверхность горячей пустой паревной кастрюли. Каков закон в этом случае?
О: Кастрюля по-прежнему остается паревной, но следует подождать 24 часа, прежде чем варить в ней какую-либо паревную еду, которую собираются подавать вместе с мясом.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?