Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Когда еврейский народ платит страданиями за право владеть Святой Землей, он, как утверждает Маарша, вкладывает в нее свои силы

Третий дар

Ишув аарец — это привилегия, за которую полагается платить, и плата эта — страдания. Рабби Шимон бар Йохай учит, что Б-г дал Израилю три бесценных дара, но получить их можно только путем жертв и лишений. Дары эти — Тора, Эрец Исраэль и мир грядущий. О том, что полагается страдать за Эрец Исраэль, говорится в стихе: «…как наставляет человек сына своего, так Б-г твой наставляет тебя… (когда) ведет (Он) тебя в землю хорошую» (Дварим 8:5).

Когда еврейский народ платит страданиями за право владеть Святой Землей, он, как утверждает Маарша, вкладывает в нее свои силы. Иначе материальное и духовное изобилие земли избаловало бы людей и толкнуло (Б-же упаси) на бунт против Всевышнего. Дальше в книге Дварим говорится: «Берегись, чтобы ты не забыл Б-га твоего, … когда будешь есть и насытишься, и дома хорошие построишь… то надменным станет сердце твое, и забудешь Б-га твоего» (Дварим 8:11-14).

Кроме того, Б-г заставляет нас страдать, чтобы испытать нашу искренность и преданность Ему. Какова степень нашей любви к Всевышнему? Какую цену мы готовы заплатить? Сколько трудностей и лишений готовы мы вынести ради возможности жить в Эрец Исраэль? Так Б-г как бы отделяет тех, кто ценит, в первую очередь, святость и духовность, от тех, кто предпочитает материальные удобства и изобилие.

Доказательство наших страданий

Рабби Исраэль из Шклова оставил после себя автобиографический очерк, в котором описал страдания и лишения, выпавшие на долю его семьи в Эрец Исраэль. Его пример показывает силу еврейского духа, способность преодолеть самые тяжелые муки и даже использовать их для укрепления веры и любви к Всевышнему. Не дай нам Б-г подвергнуться таким испытаниям.

«В 1813 году в Галилее разразилась чума, и люди пытались спастись от нее в пустыне и лесах. Я отправился с семьей в Иерусалим. По дороге скончалась моя самоотверженная и добродетельная жена, и мне пришлось похоронить ее в Шефараме. В Иерусалиме каждый сидел в своем доме и дрожал от страха. Первой жертвой стал мой семнадцатилетний зять реб Йоэль. Затем умерла моя старшая восемнадцатилетняя дочь Лея, оставив на мое попечение своего младенца-сына. (Он пережил чуму, и я растил его до двадцатилетнего возраста, пока он также не покинул меня в Суккот 1833 года). На следующий день скончались сразу двое: мой сын Нахман и дочь Эстер. Через два дня — мой четырнадцатилетний сын Зеев-Вольф, очень талантливый юноша. В тот же день мне сообщили, что чума унесла также моих родителей, да упокоит Б-г их души.

Видя, как бушующее пламя смерти пожирает самых дорогих и близких мне людей, я впал в глубокое отчаяние. Если б не мой маленький внук и самая младшая дочь, я бы остался совсем один. Обессиленный, я лежал на крыше и рыдал, взывая к Небесному Отцу. И вдруг мне показалось, что заболела последняя моя дочь Шейндл. Слезы снова потекли у меня из глаз; ко мне вернулись боль и страдания последних нескольких недель. Я был совершенно сломлен. “Б-же, — воскликнул я, — сжалься надо мною и теми из Дома Израиля, кто пережил этот всепожирающий огонь смерти, Ты уже и так призвал к Себе достаточно матерей и детей!”

Затем, подобно нашему патриарху Яакову, я дал торжественную клятву. Я пообещал Всевышнему, что если Он смилостивится надо мной и моя дочь поправится, то я напишу комментарий к законам Иерусалимского Талмуда, относящимся к Эрец Исраэль, опираясь на учение благочестивого рабейну Виленского Гаона, с которым мне посчастливилось вместе учиться.

Так я молился, пока сон не одолел меня. Мне приснилось, что кто-то подошел и коснулся меня, и что я как будто проснулся после долгого освежающего ночного сна. Он сказал мне: “Ты был болен, но исцелился”. В эту минуту я почувствовал, как Б-г согревает меня Своим состраданием и добротою. И тогда мне стало ясно, что мы трое — я, моя дочь и внук — будем спасены.

Похоронив своих родных, я вернулся в Галилею вместе с дочерью и маленьким внуком. Там я женился во второй раз и начал новую жизнь. Но через год снова разразилась чума. Моя жена заболела и была на краю гибели, но Всевышний услышал наши молитвы и внял им, да будет Он благословен!

Каждый год на нас сваливались новые несчастья, и угроза смерти неотступно следовала за нами. Через восемь лет, в праздник Рош Ашана скончались мой любимый сын Шмуэль Зеев и его новорожденный брат Менахем.

Но этим дело не кончилось. Нам не давали покоя гои. Последней каплей стала блокада Акко и мой арест. Меня ожидали страшные пытки и смерть. Но Милосердный, да будет Он благословен, спас меня и на этот раз, как сказано в Теилим: “Ибо от каждой беды Он спасал меня” (54:9); “Б-г со мной, не устрашусь; что сделает мне человек?” (Там же 118:6).

Рабби Исраэль из Шклова был примером смирения и стойкости для всего еврейского населения Святой Земли. Всем своим существом прилепился он к Эрец Исраэль — заботился о бедных, нес людям свет Торы и отстаивал их интересы перед властями. Его выдающийся комментарий к законам Эрец Исраэль, названный Пеат Ашулхан, завоевал широкое признание своей глубиной и четкостью.

Причина страданий

История еврейского народа в стране Израиля — это история самопожертвования во имя Б-га и Торы. Если евреи процветали, то только благодаря своей безоглядной преданности Всевышнему; если же страдали, то из-за своей непокорности Ему. Спросил Авраам Ашема: “Откуда узнаю я, что унаследую ее (Эрец Исраэль)?” (Берешит 15:8). Тем самым он просил Всевышнего показать, какая заслуга дает его потомкам право вступить во владение землей. Б-г ответил, что этими заслугами будут жертвы: либо жертвоприношения в Храме, либо готовность евреев к самопожертвованию.

В войне за Эрец Исраэль Иеошуа вместе со всем народом проявил высший патриотизм и самопожертвование. Каждый еврей был готов умереть за землю, данную им Всемогущим. То же самое произошло во время второй волны заселения Израиля. Эзра собрал вавилонских изгнанников и повел их на родину, вопреки опасностям и невзгодам. Но именно готовность вернуться в Эрец Исраэль и одолеть все препятствия пробудили в людях глубокую и прочную любовь к родной земле.

Поэтому всякий, кто стремится жить в Эрец Исраэль, должен быть готов к страданиям. Несмотря ни на что, надо оставаться верным и преданным слугой Творца. Что бы ни случилось с человеком, Б-г не лишит его Своей милости и доброты. Жить в Израиле — большая честь, и тяготы лишь укрепляют любовь к этой земле.

“Пребывание в Израиле — настолько высокая честь, — пишет автор книги Сэфер Харедим, — что даже в тяжелые времена мы обязаны радоваться возможности и праву страдать в Святой Земле. Вот почему Тора соединяет рассказ об Амалеке, главном враге еврейского народа на протяжение всей его истории, с отрывком, говорящем о вступлении в Эрец Исраэль (Дварим, конец 25-ой главы)… Источник страданий как раз и заключается в извечной войне с Амалеком, которую должен вести каждый еврей в каждом поколении. Еще на заре нашей истории Амалек пытался не пустить нас в Святую Землю; он и сегодня не отказался от своих замыслов.

Раздел Торы, рассказывающий о приходе в Эрец Исраэль, начинается со слова вей ей — “и будет” (Дварим 26:1), которое состоит из четырех букв, образующих самое святое и непроизносимое имя Б-га — Тетраграмматон. Это означает, что пребывание в Эрец Исраэль помогает человеку слиться со Всевышним…”.

с разрешения издательства Швут Ами


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.