Из цикла «Еврейский дом», темы: Сочувствие, Муж и Жена, Взаимопонимание, Общение супругов, Еврейский дом, Симха Коэн
Если вы спросите: поскольку мужу нужно видеть жену счастливой, слышать от нее, что ей хорошо и что она получает удовольствие, а ей, с другой стороны, нужно пожаловаться ему, что ей тяжело и она страдает — кто должен идти навстречу другому в данном противоречии интересов? Может быть, муж должен действовать в соответствии с потребностями жены и соглашаться с ней, или, может быть, жена должна остановить себя и прекратить поток негатива, так как мужу это неприятно?
В данном случае ясно, что именно муж может и должен быть выше своих чувств и дать супруге возможность пожаловаться, высказать свои проблемы, внимательно их выслушать и выразить понимание. Важно знать, что женщины, у которых нет возможности рассказать о своих проблемах, могут впасть в депрессию. Поэтому когда жена рассказывает мужу о своих трудностях и проблемах, ему необходимо правильно реагировать, и подтвердить, что факты, которые она представляет, действительно свидетельствуют о реальных трудностях. Более того, ему стоит даже в определенной степени преувеличить проблему.
Вернемся к предыдущему примеру. Когда жена говорит: «я устала», мужу правильно и верно будет отреагировать так: «Нет сомнения, что ты очень устаешь на работе. Я думаю, что если бы я должен был выполнять каждый день все, что ты делаешь, я бы давно уже заработал нервный срыв». Когда она жалуется на неимоверную жару, важно, чтобы муж согласился с ее чувствами и даже усилил своими словами описание трудностей. Например: «Да, сегодня действительно очень жарко, мне кажется, это один из самых жарких дней в сезоне». Если она жалуется на физическое или моральное страдание, очень важно, чтобы в его реакции не проскользнула недооценка ее мучений. Наоборот, ему стоит несколько усилить эту оценку: «Это действительно очень больно и особенно неприятно». Когда она рассказывает о своих проблемах с детьми или с работой, важно, чтобы муж согласился с тем, что ее негативные ощущения уместны и соответствуют трудностям, с которыми ей приходится сталкиваться.
Иногда, когда муж начинает подчеркивать и преувеличивать ее трудности и страдания, жена может, наоборот, «дать задний ход» и сказать, что все не так уж страшно: «мне действительно жарко сегодня, но ничего, переживем», или «мне болит, но это не что-то новое или незнакомое, оно пройдет», «да, мне действительно сложно с детьми, но на самом деле они очень милые, слава Б-гу, что у нас такие замечательные дети». Ее высказывания о том, что ее страдания не так уж ужасны, как говорит муж — не пустые слова: его моральная поддержка действительно преуменьшила ее страдания. Психологические исследования показали, что уровень страданий существенно падает, когда страдающему оказывают внимание и выражают солидарность и небезразличие.
Если муж приходит домой, зная, что с утра жене нездоровилось, ему следует самому сначала поинтересоваться ее самочувствием, прежде чем она начнет жаловаться. Его искренний интерес к ней не только поможет ей преодолеть сложности, но и ему будет легче выслушать ее проблемы, если ее рассказ о них придет в качестве ответа на его вопрос.
Возможно, что некоторым мужчинам эти предложения — принимать и подтверждать сложности жен — покажутся противоречащими логике. Их внутреннее ощущение таково: «если я соглашусь с женой, что ей плохо, то ей будет еще тяжелее, мои слова только усилят ее ощущения». Или «если я буду подтверждать, что есть уважительная причина ее усталости, то она будет еще более усталой». Но опыт показывает, что результат будет прямо противоположным: чем больше женщина чувствует, что муж принимает и подтверждает ее ощущения, тем легче ей будет.
Муж, действительно, должен согласиться с тем, что ей трудно. Но система взаимоотношений не будет совершенна, если супруга, со своей стороны, не постарается сдерживать себя и будет рассказывать о своих проблемах и разочарованиях без всяких рамок, даже в тех ситуациях, когда этого делать не следует. Поэтому нужно знать, что не следует рассказывать мужу о проблемах в тот момент, когда он заходит в дом, или в то время, когда он что-то делает для дома или для семьи. А также в моменты радости и дружеского расположения. Наоборот, жена должна не забывать о том, что он хочет услышать, насколько ей хорошо, насколько она довольна и счастлива.
Из книги «Еврейский дом»
C любезного разрешения организации «Мишпаха кеАлаха»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?