Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В этих главах, являющихся окончанием второй книги Торы, книги Шмот, заключена идея всей этой книги — реализация потенциала.

Итак, в главах «Ваякэль» и «Пикудей» есть нечто вызывающее удивление: ведь они почти полностью повторяют главы «Трума» и «Тецаве». Глава «Ваякэль» повторяет главу «Трума», описывающую создание храмовых предметов, а глава «Пикудей» повторяет главу «Тецаве», описывающую создание одежды коаним, служащих в нем. И необходимо понять, зачем Торе понадобилось повторять то, что уже было подробно описано в двух предыдущих главах?

Для того чтобы объяснить это рав Шимшон Пинкус приводит стих (Диврей аямим 1:29:11): «Тебе Всевышний, величие и могущество, красота, и вечность, и великолепие… тебе Всевышний, царствование…». И известно, то говорят мудрецы об этом стихе, что в нем включены все семь путей управления мира Творцом.

Тот, кто всмотрится в порядок, приведенный в стихе, несомненно, задастся вопросом: почему перед упоминанием седьмого качества управления «царствие», повторяет царь Давид в стихе и говорит еще раз: «тебе Всевышний», ведь это он уже упомянул в начале, что он говорит о качествах управления Всевышнего?

Объяснение этому таково. Об этом стихе сказали мудрецы (Мидраш раба 33:4): находим, что все, что Всевышний создал на верху, создал внизу.

Каждое из этих качеств состоит из двух этапов. Например, качество милосердия, которое в стихе называется «величием», если попытаемся определить это качество, которое заложил Всевышний в человеческую природу, увидим, что оно состоит из двух частей: первая часть — потенциал, вторая реализация. Потенциал — это само качество милосердия. Это качество проявляется в том, что человек понимает достоинство милосердия, и по-настоящему желает сделать добро другому. Дополнительная часть милосердия — реализация, сила сделать милосердие на практике. То есть, когда человек находится в ситуации, когда возможно оказать милосердие, и поскольку желание его сделать уже существует, и недостает только реализации этого на практике, поэтому, когда у человека появляется возможность сделать добро другому, конечно же, он так себя поведет на практике.

Получается, что возможно, человек уже постиг разумом, всю глубину этих достойных качеств, однако, все еще не было у него возможности реализовать свое желание на практике.

Практическая реализация потенциала называется царствованием, поскольку царь не тот, у кого есть необходимые качества и способности, чтобы быть царем, а тот, кто правит, и может реализовывать это на практике.

Так же и в небесном управлении делится качество милосердия, (если можно так сказать, по отношению к Единому Всевышнему) на две части. Есть качество милосердие, о которой говорит пророк (Миха 7:18) «ибо желает милосердия Он», то есть желание Творца делать добро творениям, оказывая безграничное милосердие. Но есть дополнительная сторона, восполняющая это качество до конца: одаривание творений милосердием, на практике проявляя своё царство.

Практическое выражение царства — это реализация власти. Таково управление Всевышнего миром: влияние, выражающееся в действии и реализации путей управления миром, их реализация, осуществляющееся качеством царствования. Поэтому повторился стих и сказал еще раз: «тебе Всевышний, царствование», поскольку это две совершенно разных темы: существование всех этих качеств (милосердие, могущество, и т.д.), и дополнительная часть — царствование, то есть приведение всех качеств и путей управления к практической реализации и исполнению.

В главах «Трума» и «Тецаве» даны указания исполнения. «И сделайте Мне Святыню — Храм», «И сделайте Менору, из чистого золота» и другие, все это указания для выполнения. Но само выполнение, восполнение действия, его реализация, заключена именно в последних главах — «Ваякэль» и «Пикудей», так как это этап реализации, поэтому сказано в этой главе «и было сделано». Совершенство потенциала, скрытого в указании, проявилось на практике — в реализации заповеди.

По большому счёту, идея потенциала и его реализации — заключена во всей книге Шмот. Вторая книга Пятикнижия, называется Книгой «Шмот», то есть «Имена», в Мидрашах мудрецов. Рамбан называет ее книгой «изгнания и освобождения». «Бааль алахот гдолот» называет эту книгу второй, намекая на то, что это вторая часть книги Брейшит, и окончание Творения.

Итак, вся книга Шмот — Имена, является проявлением Творца и реализацией в мире, так же, как и Имена Всевышнего, являются Его проявлениями в мире. Кроме того, здесь проявилась реализация приговора, сказанная праотцу Аврааму Всевышним, об изгнании и освобождении народа. И ещё, эта книга, является окончанием Творения мира, проявившемся через Синайское откровение и Дарование Торы, которое ознаменовало окончание Сотворения мира, (как пишет об этом «Эмек Давар» в предисловии к книге Шмот).

Дело в том, что существование мира было обусловлено Творцом получением Торы, как известно из геморы (Шабат 88). Там, поясняют мудрецы, что в отличие от остальных дней, написанных без уточнения «этот», о шестом дне творения сказано «этот», намекая тем самым, на определённый шестой день — на шестое число месяца Сиван — день, когда народ Израиль получит Тору.

Какая связь между последним, шестым, днём творения и датой получения Торы? Именно это указывает на то, что творение завершится и получит устойчивое состояние тогда, когда Израиль получит Тору. До этого же времени всё творение находилось в подвешенном состоянии: быть или не быть. Смысл Творения вообще и акта Дарования Торы в частности, в том, чтобы Всевышний мог бы проявиться в созданном Им мире. В свою очередь, окончание акта Дарования Торы получило реализацию в постоянном присутствии Б-га в сотворенном им мире — обитание Славы Творца в переносном Храме — Мишкане, в Святая Святых которого, хранилась Тора — послание Б-га людям, Его желание, выраженное в Книге.


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»