Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Как говорится «обновится, как орел, твоя юность». Точно так же ощущают себя уповающие на Всевышнего.

Во-вторых, пророк говорит народу: какие претензии могут быть у вас к Провидению, если «Он дает усталому силу и бессильному великую мощь. Устанут юноши и утомятся, и молодые споткнутся, а уповающие на Всевышнего обновят свои силы, поднимут крылья, как орлы, побегут и не устанут, пойдут и не утомятся»?

О чем это говорит? Проанализировав все человеческие претензии к Провидению, мы увидим, что содержание претензий напрямую относится не к Провидению, а к самому человеку. Таким образом, человек из обвинителя немедленно превращается в обвиняемого. Как говорится в миру: должник и заимодавец всегда оперируют обратными установками, а потому никак не столкуются. Заимодавец всегда заявляет, что «долг платежом красен», и вообще: вернуть долг — прямая заповедь Торы. На самом деле, это должен знать должник. Но должник почему-то всегда акцентирует внимание на другой заповеди: «не взыщи»[1], обязывающей, как известно, заимодавца. А что если бы каждый из них рассматривал свои, а не чужие заповеди и обязательства, и делал бы то, что от него требуется? Тогда долг точно был бы красен платежом. Без взаимных упреков и претензий. Но в описанной выше обстановке, когда каждый заостряет внимание не на своих, а на чужих обязанностях, ни долг не возвращается, ни Тора не соблюдается…

И так претензия каждого, по существу, является претензией к себе самому. Заметьте: из какого источника вытекают претензии человека по отношению к тому, как Творец управляет миром? Какие желания движут возмущением? Если не зависть, вожделение и жажда почета, то что же? Они и только они! Только в них — горький корень всех возмущений.

В самом деле, почему человеку нестерпимо, что кому-то досталась лучшая доля? Зависть, исключительно зависть. Вот, с чем мы имеем дело. А почему человеку вдруг страстно хочется чего-то, причем именно здесь и сейчас — вчера ему этого совершенно не хотелось, и завтра он, скорее всего, вновь потеряет к этому всякий интерес? Не вожделение ли это? А почему человеку неприятно находиться на уровне, уступающем уровню его товарища или соседа? Жажда почета, да. Только они и служат помехами на пути человека. Не то, как устроен мир, доводит человека до греха, а его личные дурные склонности — источник всех его грехов. Он хочет лишь следовать своим пагубным привычкам, и «мерзостей жаждет его душа». Но попробуйте упрекнуть его вопросом, почему же он не делает усилий над собой и не стремится к истине. Он тотчас же перенаправит все претензии к Всевышнему. Но можно ли представить себе бóльшую претензию к нему самому: почему он так поглощен своими дурными склонностями? Вот, раби Йеуда, сын раби Илаи, как мы видели, отказался от всего своего виноградника, проявив свое благочестие. И каждый человек обязан задавать себе вопрос: когда же мои поступки достигнут уровня моих праотцев — Авраама, Ицхака и Яакова?

И, выступая с претензиями, человек должен отдавать себе отчет, что сам по себе этот факт свидетельствует о необходимости отбросить все помехи на пути служения Творцу, даже если предположить, что это Он их перед ним поставил. Ведь все претензии и возмущения вытекают из страстных желаний, свидетельствующих в свою очередь о том, в какой степени человек к ним привязан. А все, что связывает человека настолько, что отдаляет его от соблюдения Торы, необходимо отбросить. Но если так, то какие могут претензии?!

Напротив, когда у человека чего-либо нет, это должно его только радовать. Потому что, если бы это у него было, оно бы ему мешало. А так ему ничего не мешает. Как говорят наши благословенной памяти мудрецы, что этот мир подобен соленой воде. Упиваясь ею, человек может воображать, что утоляет свою жажду, но на самом деле с каждым глотком эта жажда только усиливается[2].

Так что нужно просто изменить цель. Тебе чего-то не хватает? Поверь, тем лучше для тебя же! Это послужит тебе замечательным поводом для борьбы с неподобающими желаниями. И на данном этапе эта война — оборонительная. А вот если бы это у тебя было, тут бы понадобилась война наступательная, где шанс поражения выше шанса успеха. Но дело в том, что ты совершенно не задумываешься о войне, тебя интересует лишь воплощение собственных желаний. Но если так, то какие претензии могут быть у тебя к Творцу? Провидение убирает все помехи с твоего пути в час, когда ты не готов, не хочешь от них отказаться сам, желая лишь сиюминутных наслаждений.

Порой человек и сам способен отказаться от всего, что ему мешает. Но, как правило, в этом он подобен богачу, раздающему милостыню. Это — не настоящий отказ. Тот, кто по-настоящему готов отказаться от своих слабостей, предпочтет оборонительную войну наступательной, поскольку и в самом деле желает отдалиться от зла. А вот тот, кто привязан к своим слабостям, предпочитает пойти на компромисс в пользу удовольствий этого мира, пытаясь усидеть на двух стульях. Он думает, что если желания и страсти перейдут разумные границы, он сможет дать им мгновенный отпор. Но на деле это не так. Испытание оставит человека с носом: он растеряет себя, не сумев себя побороть.

Так какие претензии к Провидению? Тебе что-то мешает? Но ты же сам выбрал себе помехи вразрез с Торой! Так что все претензии — к себе самому и больше ни к кому. Какие претензии могут возникнуть по отношению к Творцу, когда ты сам — источник своих бед?! Так сделай же верные выводы из своего горького опыта, и тогда ты сможешь все исправить!

Тот, кто не признает этого, — глупец, не осознающий своих недостатков. А жизненность человека, как сказал Виленский Гаон, в основном зависит от того, насколько он работает над собой, ломая свои дурные качества. И нет другого выбора, кроме как подмять свое дурное начало. И тогда оно отстанет, и никакие каверзные вопросы по поводу Б-жественного Провидения и Его управления миром больше не будут бередить его душу.

И то же самое — насчет возмущения по поводу той прекрасной доли, которая выпала другому, и всех тех мелочей, без которых он (увидев у других) тоскует. И по поводу феноменального успеха во всем тех, чьи таланты уступают его собственному, и по поводу того, что все помехи встают лишь на его пути. На самом деле, и в этом случае возмущаться можно только собой. Почему он все видит в таком свете? Не из-за скупости Провидения, а из-за неуемности его привычек и свойств души. Горсткой муки не прокормишь льва, потому что он — лев, а не человек. А был бы человеком, то не увидел бы, что это горстка. Не голод насущный в большинстве своем служит источником множества человеческих фантазий, а то, что «мерзостей жаждет душа его». А он еще и возмущается, по какому праву ему сокращают мерзости. Но в нем говорит не его душа, а его мерзость. И именно ее — эту мерзость — необходимо искоренить из мира.

Вот о чем говорит пророк. Провидение таково, что «дает усталому силу и бессильному великую мощь». И у человека просто не может быть никаких претензий к Провидению. Бывает, что «устанут юноши и утомятся, и молодые споткнутся». Почему? Потому что все проблемы и притеснения уходят своими корнями в негативные свойства характера. Как зависть вытесняет человека из этого мира. Но выбор остается, и человек всегда может примкнуть к уповающим на Творца, которые «обновят свои силы, поднимут крылья, как орлы, побегут и не устанут, пойдут и не утомятся».

Почему бег предшествует ходу? Эту тему мы уже затрагивали. В любом начинании, когда человек хочет чего-то добиться, самое трудное — начать. Поэтому вначале человек должен себя подгонять и подбадривать, прилагать особые усилия и старания, идти на крайности. И так пока он не достигнет поставленной перед собою цели. Как в знаменитой аллегории Рамбама с железной дугой. Помните? Если мы хотим ее расправить, необходимо изогнуть ее в противоположную сторону, тогда, в конечном итоге, она придет к золотой середине[3]. И так — в работе над каждым качеством. Если мы хотим его исправить и расправить, чтобы оно не выходило за рамки, установленные Торой, человек обязан тщательно разобраться в том, что ему мешает, и отдалиться от всего этого, как можно дальше. Пройдет время, и он, возможно, научится виртуозно использовать каждое качество в свое время и на своем месте.

Все это — ответ пророка на все людские претензии, которые, на самом деле, должны быть обращены к ним самим. Почему люди сокращают свою работу, не желая входить «в узкий вход, куда зашли благочестивые страдальцы»[4]? Потому что позволяют себе расслабиться в самом начале. И одно это уже служит показателем того, насколько далек человек от совершенства, желая лишь того, чего у него нет. Поэтому нет лекарства от его болезни. По-настоящему хорош лишь один рецепт: избрать путь уповающих на Творца, которые «побегут и не устанут, пойдут и не утомятся». Как маленький ребенок, который бегать научается раньше, чем ходить, так человек должен работать над своими эмоциями, пока не укрепится в верном мировоззрении и не устоит на этом новом для него пути.

Почему же у уповающих на Творца не возникает возмущения и претензий? Потому что они работают над собой, полностью меняя свои врожденные качества. Для этого они избирают путь полной, крайней противоположности своему естественному характеру. И вырабатывают в себе отвращение ко всему, в чем можно заподозрить влияние своих дурных привычек и качеств, и уж точно не стремятся к этому, а, напротив, бегут, как от огня. Но почему? Как вырабатывается подобная линия поведения?

Секрет кроется во фразе «поднимут крылья, как орлы». Говорится, что, когда орел состарится, ему становится тяжело нести свое тело, и тогда он сам вырывает клювом старое оперенье, чтобы хоть немного облегчить свою ношу. Вместо старых перьев вырастают новые, и его силы обновляются, как в былые, юные годы. Как говорится «обновится, как орел, твоя юность»[5]. Точно так же ощущают себя уповающие на Всевышнего.

Что тянет человека вниз? Его «старое оперенье» в виде застарелых привычек. Они — тяжелее всего. Полагаясь на них, человек подобен полному слепцу, никогда не видевшему света. И он на всю жизнь останется глупым и низким человеком. Обновляя свои силы, человек меняет их в сторону разума и богобоязненности. В этом для начала необходим разбег: вдохновенное, воодушевленное изучение трудов еврейское этики и действия, идущие в разрез с закостенелыми привычками. Устоявшись на новом, верном пути, человек проверяет каждую вещь, каждый поступок со всех сторон, сверяя, насколько он был бескорыстным и беспристрастным, и не было ли что-либо убавлено или добавлено исключительно под воздействие естественных склонностей и свойств характера.

Такой путь — это путь успеха. Причем главную роль играет в этом не ум или сила, а твердое правило, согласно которому с небес помогают тому, кто пришел ритуально очиститься. Из всего сказанного выше мы можем сделать очевидный вывод, что все претензии вытекают из дурных человеческих качеств. Но претензия должна быть лишь одна и лишь по отношению к самому человеку, находящемуся в плену этих качеств.


[1] Дварим 15:2.

[2] Этическое послание Виленского Гаона.

[3] Илхот деа, алаха 2.

[4] На основе сказанного в Обязанностях сердец.

[5] Теилим 103:5.

С любезного разрешения главного раввина Литвы, р. Хаима Бурштейна


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.