Из цикла «Орхот цадиким», темы: Милосердие, Орхот цадиким, Еврейские качества, Жестокость, Праведник, Любовь к ближнему
Милосердие /рахамим/ — это весьма похвальное качество. Это одно из тринадцати качеств /мидот/, которые можно отнести к проявлению Всевышнего, как написано: «Милосердный и Милующий» (Шмот 34; 6). И человек должен стараться во всем, где может, вести себя согласно этому качеству. И как сам человек желает, чтобы его пожалели, когда он в этом нуждается, — должен и он пожалеть всякого, кто нуждается в нем. Как сказано: «И люби ближнего, как самого себя» (Ваикра 19; 18). Этим свойством Создатель наделил рабов Своих, праведников, дабы распознавали их по этому свойству, как ты уже знаешь из сказанного о Йосефе: «Ибо в нем пробудилось милосердие» (Берешит 43; 30). Разумный должен упрочить в сердце своем милосердие, чтобы оно пребывало в сердце все его дни.
Есть несколько видов милосердия, и они не похожи один на другой. Милосердие отца к сыну своему — это милосердие, присущее всему живому; оно свойственно и собаке, и ослу, и птицам, которые жалеют своих детенышей. Но милосердие к своим детям, подобное тому, как животные жалеют своих детенышей, — не наилучшее милосердие. Вот и хозяин жалеет своего раба, и человек жалеет ближнего своего, надеясь получить от него пользу, — все это очень хорошо, ибо они придерживаются милосердия. Но самое лучшее и самое замечательное милосердие, — это когда человек жалеет своего сына, чтобы привести его к служению Создателю, как написано: «Отец оповестит детей о Твоей истине» (Ишая 38; 19). И пусть отец больше жалеет душу своего сына, чем его тело. И следует бить сына ради воспитания, дабы наставить его на добрый путь. Это кажется жестокостью, но эта жестокость и есть милосердие. И если лишит сына наказания ради пробудившейся жалости к нему и позволит сыну идти по желанию его злого сердца, — такое милосердие лишает его жизни в будущем мире. И даже тот, кто растит сироту, о котором сказано: «Вдову и сироту не мучайте» (Шмот 22; 21), — доброе дело наказывать этого сироту, дабы направить его на прямой путь. Относиться к сироте следует с большим милосердием, чем к остальным людям, — но не следует позволять ему идти как захочется.
И себя не нужно слишком жалеть, — но воспитывать себя, гнуть и ломать собственное злое начало.
И пусть пожалеет своих бедных родственников, как написано: «Не закрывай глаза на свою собственную плоть» (Ишая 58; 7), а также пусть пожалеет всех бедных. А более всего следует жалеть тех, кто боится Всевышнего, и это главное в милосердии — жалеть и миловать тех, кто служит Всевышнему и исполняет Его волю.
И есть милосердие хуже жестокости — это милосердие тех, кто жалеет злодеев и поддерживает их. Это великая ловушка и глубокое падение, если кто возвеличивает злодеев и протягивает им руку, унижает и презирает добрых, об этом сказано: «И не жалей его, и не будь милосерден с ним, и не покрывай его» (Дварим 13; 9). А также не следует жалеть бедного в суде, как написано: «И бедному не потворствуй в тяжбе его» (Шмот 23; 3), то есть не следует склонять суд к несправедливому решению ради нужды бедняка. И есть милосердие, подобное жестокости, — это когда некто дает милостыню нищему, а потом налагает на него ярмо и говорит: «Я дал тебе столько-то и столько-то, а за это ты должен трудиться для меня и служить мне во всем, что я тебе положу». И об этом сказано: «Милосердие злодеев — жестокость» (Мишлей 12; 10).
И животных следует жалеть. Это мы можем заключить из того, что запрещено мучить животных (Бава Мециа 31а). И об этом говорит Закон: «Подними же с ним /упавшее животное/» (Дварим 22; 4). И полагается кормить свою скотину прежде, чем сам поешь, как написано (там же 11; 15): «И дам траву в твоем поле для твоего скота», а уж потом — «и наешься и насытишься» (Брахот 40а).
Милосердие — это признак потомков Израиля, как написано (Дварим 13; 18): «И дал тебе милосердие, и пожалел, и умножил тебя» (Евамот 79а). Поэтому каждый да приучит себя говорить мягко, просительно и с милосердием. А во время молитвы следует придерживаться просительного тона (Авот 2; 13). Большую награду получает человек за милосердный образ разговора, когда он мягко беседует с нищим. Многим известно об обязательности заповеди давать милостыню и о награде за исполнение этой заповеди, но они не знают, насколько важна «заповедь разговора», то есть то, что говорится при этом. Взгляни! Сказали мудрецы: «Кто дает нищему грош, удостаивается шести благословений, а кто утешает его, удостаивается двенадцати /благословений/» (Бава Батра 96). Поэтому да облачится милостью, чтобы утешить нищего! Разговаривать с ним следует тихо и утешать его в печальных обстоятельствах, и уважать, и превозносить его.
И ты, человек, пожалей свою душу, которая существует во веки веков, — постарайся привести ее к наслаждению, полному невиданных чудес. И да не приведут тебя к греху множество твоих желаний и страстей, и да не будешь ты этим отринут от света во тьму. Пожалей самого себя и пожалей свою душу, и не пачкай ее, не пренебрегай ею! Не позорь величие своей души никчемными наслаждениями! Сказал мудрец: «Когда человек придерживается милосердия, — это от доброты». И Шломо наказывает о милосердии и жалости, говоря: «Спасай тех, кто взят на смерть и обречен на убиение» (Мишлей 24; 11).
Пойми и уразумей важность этого качества: ведь Создатель милосерден со Своими созданиями, как сказано: «И милосердие Его ко всем Его созданиям» (Теилим 145; 9).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?