Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Авраам сразу просит ангелов «помыть ноги», показывая им, как объясняет Раши, что сама земля, по которой они ходили — уже предмет идолопоклонства

Раби Хаим-Йосеф-Давид Азулай (Хида) анализирует в своей книге один из наиболее известных комментариев Раши, где толкуется отрывок начала главы. Авраам говорит пришедшим к нему трём гостям:

«И возьмёте кусок хлеба, и поддержите сердца свои (сааду либхем סעדו לבכם), а после уйдёте».

Раши комментирует: «В Торе, в Пророках и в Писаниях нашли мы, что хлеб — поддержка сердца. В Торе: “И поддержите сердца свои”. В пророках (Книга Судей, 19, когда Левит с гор Эфраима приходит в Бейт Лехем за своей сбежавшей наложницей, отец наложницы говорит гостю): “Поддержи сердце своё куском хлеба”. В Писаниях (Теhилим, 104): “И хлеб сердце человека (левав энош לבב אנוש) поддержит”. Сказал р. Хама: “Сердца ваши (“левавхем” [לבבכם] с двумя буквами “бет”)” не написано тут, а [написано] “сердца ваши” (“либхем” [לבכם] с одной буквой “бет”), и это говорит о том, что Стремление Злое (ецер hа-ра יצר הרע) не властно над ангелами (в Святом Языке слово сердце употребляется в двух вариантах — с двумя или с одной буквой “бет”, и когда их две, это указывает на наличие в сердце обоих стремлений — и благого, и злого; когда же один из “бетов” отсутствует, это знак того, что стремление в сердце одно — или только благое, как у ангелов, или только злое, как у законченных злодеев)».

Хида пишет: Можно было бы удивиться этому комментарию, ведь Раши отсчитывает из-за капли чернил семь чистых дней! (Это яркое выражение великого сефардского законодателя и каббалиста — пример аллегорического стиля, часто используемого талмудистами — стоит разъяснить подробно. Корень метафоры — в законах семейной чистоты, где указано, что не только после критических дней, но и при обнаружении пятна крови (примерно размером с современную пятицентовую монету) еврейка «запрещена мужу» и должна отсчитывать 7 чистых дней перед посещением Миквы. Хида говорит об абсурдной ситуации, в которой женщина отсчитывает чистые дни, обнаружив пятно — во-первых, размером с каплю (то есть, хотя бы из-за малого размера не должно быть запретов и подсчётов), и, во-вторых, это вообще не кровь, а чернила. То есть, как с первого взгляда кажется, Раши прилагает намного больше усилий, чем требуется, чтобы разъяснить краткое выражение Авраама). Какая нужда была говорить про «Тору, Пророков и Писания, где хлеб поддерживает сердце»? Ведь из этого мы, как кажется, ничего не учим для понимания стиха! И ещё — это вроде бы опровергает сказанное потом о Стремлении Злом, которое не властно над ангелами: ведь написано (в цитате из Пророков): «Поддержи сердце своё (либха לבך)» (и там тоже — один «бет», хотя речь о человеке), и из-за этого тяжело понять высказывание р. Хамы (приведённое Раши из Мидраша). И также противоречат сами стихи — один другому, где в одном (в Пророках) о человеке сказано «сердце твоё» (с одним «бет»), а в другом (в Писаниях) — «сердце человека» (с двумя «бет»).

И можно разъяснить всё это на основании цитаты из Талмуда, трактат Бава Батра, лист 12: Сказал р. Авдими из Хайфы: «Прежде, чем поест человек и попьёт, есть у него два сердца, а после того, как поел и попил — нету более одного сердца, как написано (Иов, 11): “Человек пустой (Раши: с пустым желудком) сердечен” (“йилавев” [ילבב], написано в двумя “бет”, и Раши объясняет, что сердце из-за голода “раздваивается”, т.е., человек не находится в согласии с самим собой).

Ещё приводится (трактат Хулин, лист 5, где разбирается стих из Первой Книги Царей, гл. 17, рассказывающий, как питался удалившийся в пустыню пророк Элияhу): “И вороны (hа-орвим העורבים) приносят ему хлеб и мясо утром, и хлеб и мясо вечером”… что за “вороны”? Сказал Равина: “Вороны настоящие!” а, может быть, это два человека… названные по имени их города (т.е., жители города Орев)?.. Если бы так, то Орвиим (с двумя буквами “йуд”) нужно было написать». И, как там объясняет комментарий Тосафот, если можно ошибиться в трактовке, в святых книгах специально ставится точное количество возможных букв — одна или две (как тут — если бы речь шла о людях из Орева, был бы специально вставлен второй «йуд» — для полной ясности; без него тоже можно было бы трактовать, что речь о людях — слово «орвийцы» (жители Орева) можно написать и с одним, и с двумя буквами «йуд»; однако если бы второй «йуд» был, получилось бы, что речь точно не о воронах: последние пишутся всегда только с одним «йуд»).

И вот, написано (о человеке): «Поддержи сердце своё (с одним “бет”)», ведь когда поел, есть у него только одно сердце, а прежде, чем поест, есть два, и поэтому написано (в стихе из Писаний, где две буквы «бет»): «И хлеб сердце человека поддержит (в будущем вр., т.е., человек пока не поел)», а р. Хама учит, что Стремление Злое не властно над ангелами, ведь если бы это не было так (т.е., если бы Стремление Злое всё-таки могло влиять и на духовных посланников Творца), было бы написано с двумя буквами «бет», ведь Авраам говорил с гостями до еды, и обязательно нужно было бы написать именно так, — как раз чтобы мы не ошиблись и не подумали, что дурные страсти чужды ангелам, и подтверждение этому — из трактата Хулин, где показано, что ключевое слово специально написано с одной, а не с двумя буквами «йуд», чтобы не ошиблись и не подумали, что пищу пророку в пустыню носили жители Орева (орвиим), а не настоящие вороны (орвим) (отметим, что, видимо, из вышеприведённого комментария р. Хаима-Йосефа-Давида всё-таки не следует, что некто,пребывающий в согласии с собой несмотря на пустой желудок, непременно ангел, а не человек; во всяком случае — это не правило без исключений…).

И поэтому Раши вынужден начать с перечисления мест, где сказано, что «хлеб поддерживает сердце» (и его некороткий комментарий — вовсе не «7 чистых дней из-за капельки чернил»), поскольку именно из этих цитат мы видим, что перед едой есть у человека «два сердца», а после еды одно (как мы написали выше). И после этого становятся понятными слова р. Хамы: если бы нам не хотели сообщить, что злое начало не владеет ангелами, непременно написали бы слово сердце с двумя буквами «бет» (поскольку разговор шёл до еды).

Представляется, что на вышеприведённые вопросы (что добавляет Раши к пониманию стиха главы, перечисляя три места, где «хлеб поддерживает сердце», и как понимать заключение р. Хамы об ангелах и Стремлении Злом) можно ответить и по-другому. Ведь, как известно, проблема посещения Авраама ангелами не исчерпывается данными вопросами. Один из важных моментов — пребывание у Авраама Ангела Суда Гавриэля (Михаэль пришёл возвестить Саре о рождении сына, Рефаэль пришёл излечить Авраама от болей после обрезания, но зачем пришёл в гости к Аврааму Гавриэль, чей путь изначально лежал в Содом, с которым ему и предстояло покончить?).

Простой ответ — Ангела Суда не следует оставлять в мире одного, это небезопасно. Однако этот ответ, видимо, опровергается (или, как минимум, ставится под немалое сомнение), поскольку из других мест Святых Книг мы видим, что Гавриэль не раз — и даже когда должен был вершить суд над многими — один передвигался по миру (см. напр. последнюю гл. трактата Санhедрин, где описано, как Творец посылал Ангела Суда покарать войско ассирийского царя Санхерива).

Поэтому, видимо, следует сказать, что ангелы пришли к Аврааму для ознакомления с материальным мироми подготовки к посещению Содома, т.е., как раз чтобы Стремление Злое не властвовало над ангелами, когда они придут в самый грешный город мира (и речь тут не столько о самих соблазнах, сколько о деструктивном, разрушительном влиянии Зла, которое могло повредить высокодуховным существам). И подобно тому, как к яду приучают маленькими дозами, Авраам, принимая гостей, показывал им особенности материального мира, его сущностную связь со злом и грехом.

Вспомним: Авраам сразу просит ангелов «помыть ноги», показывая им, как объясняет Раши, что сама земля, по которой они ходили — уже предмет идолопоклонства, который нельзя заносить в дом праведника. Потом предлагает «отдохнуть под сенью дерева», что, как объясняют, намёк на единственную защиту — «Дерево Жизни», Б-жественный Закон, который только и спасает в мире материи от разрушительных влияний Зла. Авраам кормит гостей «хлебом, поддерживающим сердце», т.е., показывает, что главный продукт этого мира — и тот, в том числе, укрепляет злое начало, гнездящееся в сердце; и здесь же — намёк на информацию о мире, которую Авраам передаёт ангелам «для поддержки их сердец», ведь «хлеб» в Святых Книгах также — обозначение Знания (как выводится из 5-го стиха 9-ой гл. Притч царя Шломо). Наконец, Авраам выносит ангелам молочные и мясные продукты, которые, как известно, относятся к противоположным качествам (Милости и Суда), и поэтому, при совместном употреблении, делают человека лёгкой добычей сил зла (не дай Б-г). Всеми этими действиями хозяин показывает, что такое материальный мир и его наполнение, часто разрушительное для духа. Из-за этого в гости приходит и Гавриэль, который после «урока», готовый к встрече с величайшей в мире концентрацией порока, идёт в Содом.

И поэтому Раши приводит три цитаты — из Торы, Пророков и Писаний. Первая — из нашей главы, где приходят ангелы. Вторая — из страшной истории, изложенной в книге Судей, где наложницу в городе Гиво в наделе колена Биньямина насилуют до смерти, после чего её спутник, к которому и обращены слова о хлебе, разрубает наложницу на 12 частей, рассылает фрагменты тела в суды всех колен и становится причиной междоусобной войны, в которой погибает почти 70 тысяч евреев. И тут слово сердце написано с одним «бет» — хлеб поддержал сердце человека, явившегося страшным орудием Б-жественного Суда, подобно Гавриэлю, посланному в Содом, и тут — намёк на смысл и необходимость прихода Гавриэля к Аврааму. И, можно сказать, что вторая цитата намекает — ещё двумя буквами «бет» — на два качества оставшихся ангелов, благоприятные для мира и человека (качество Милости, которое представлял Михаэль, и качество Гармонии (или Милосердия), представляемое Рефаэлем). То есть, радушный хозяин своим «хлебом» (своим Знанием) поддержал «сердца трёх».

Однако, поскольку этого комментария мы пока не встречали в Святых Книгах, само собой разумеется, что все наши слова — только предположение.

Из «Книги для изучения Торы»


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.