Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Если бы ассимилированный еврей приехал сегодня в какой-нибудь европейский город и обнаружил там на площади памятник Гитлеру — его бы это покоробило. При этом наличие памятника Богдану Хмельницкому в Киеве ему не особо мешает.

Довольно часто приходится слышать от людей, которые далеки от нашей традиции, вопрос, вынесенный в заголовок этой статьи. Его формулируют по-разному, но суть всегда одна: как Всевышний мог допустить, чтобы произошло такое страшное злодеяние? Ведь в пламени Холокоста погибло великое множество ни в чем не повинных людей — в т.ч. маленьких детей, тех, кто оставался верен традиции, выдающихся раввинов? Очевидно, Катастрофа свидетельствует о том, что Б-га нет, или, даже если Б-г есть, то Он не такой, как еврейском учении: нет никакой «Б-гоизбранности еврейского народа», а Тора, которую Он якобы дал евреям, то ли больше не действует, то ли всегда была важным памятником ближневосточной литературы и мысли — не более того. Ведь все знают, что в самом Пятикнижии благоденствие и долгие годы жизни неоднократно ставятся в зависимость от соблюдения законов Торы! А тут все эти люди попали под нацистский каток. Разве это не противоречит Торе? И естественно, многим трудно удержаться от другого вопроса: как понимать тот факт, что многие из тех, кто убивал евреев, прожили долгую жизнь в достатке и радости, ели досыта и умерли своей смертью?

Прежде всего, необходимо открыть спрашивающим одну очень простую тайну. У строго соблюдающих, верующих евреев, живущих сегодня, после этих страшных событий (и, несомненно, находящихся под очень тяжелым впечатлением от этих событий) тоже не всегда есть четкое понимание того, почему на долю еврейского народа выпали такие страшные испытания, страдания и мучения. Но, несомненно, у них отсутствует вопрос, где же был Всевышний. Конечно, многие светские люди, не понимая до конца структуру мышления религиозного человека, предполагают, что этот вопрос у соблюдающих евреев вообще отсутствует, в силу их религиозного фанатизма, однако это не более чем заблуждение.

Прежде чем мы постараемся дать ответ на главный вопрос этой статьи, имеет смысл вспомнить о ряде важных моментов еврейской истории, которые помогут светскому человеку, обычно не отличающемуся глубокими познаниями в источниках нашей традиции, лучше понять этот ответ.

Мы знаем, что самая чудовищная катастрофа в истории еврейского народа произошла не в XX веке, а за месяц до выхода из Египта: Раши приводит слова мудрецов о том, что из Египта вышла лишь пятая часть евреев, а остальные, не пожелавшие уходить, погибли: они умерли чудесным образом в один день, чтобы нельзя было сказать, что их уничтожили египтяне. В самом тексте Торы Моше, обращаясь к народу, пророчествует, что в будущем, после его смерти, евреи отойдут от Торы, начнутся поклоняться чужим Б-гам, и за это их постигнут ужасные несчастья. И даже в пустыне, еще до смерти Моше Рабейну и завоевания Земли Израиля, люди многократно умирали за различные прегрешения, иногда десятками тысяч. Каждый, кто читал Пятикнижие, на любом языке, знает, что в главе «Бе-Хукотай» перечислены 49 проклятий, а в главе «Ки-Таво» — 98. Эти проклятия — описание чудовищных несчастий и лишений: изгнание, голод, мучительные болезни, постоянный страх, смерть от рук врагов, матери, которые будут есть своих детей… Причем в главе «Ки-Таво» доминирует слово «уничтожение». И действительно, когда евреи освоились в Земле Израиля, они начали отходить от Торы, поклоняться идолам, заниматься развратом и проливать невинную кровь. И в итоге пришли те самые несчастья. В книгах пророков во многих местах основной темой являются грядущие наказания. В Устной Торе раскрываются дополнительные подробности и объясняются причины трагедий эпохи Тана-ха, а также рассказано о кровавых событиях времен Второго Храма: междоусобные войны, взятие и разрушение Титом Йерушалаима и Храма, восстание Бар Кохбы… Таким образом, миллионы евреев были уничтожены, зачастую зверски замучены, не говоря о гонениях, преследованиях и грабеже, которые сопровождали евреев на протяжении многих сотен лет. Необходимо подчеркнуть, что Тора видит причину всех человеческих страданий, в т.ч. нищеты, болезней и смерти, в деяниях людей, начиная с Первого Человека и вплоть до наших дней. При этом приговаривает человека к страданиям лишь Всевышний, который решает, кому жить, а кому умереть. И только Он приводит приговор в исполнение через Своих посланников. Поэтому мы ежедневно говорим в молитве: «Царь умертвляющий и оживляющий». Верующий еврей связан с событиями истории не только через заповеди, не только через историческую память поколений — еврейская традиция связывает между собой поколения и информативно, и ментально, и человек рассматривает события глубокой древности как относящиеся непосредственно к нему. Предание о порабощении евреев в Египте передается от отцов к детям как рассказ о чудовищных гонениях и геноциде, и верующий человек знает, что это так, так же как он знает, что были Дахау и Треблинка. Если бы современный, ассимилированный еврей приехал сегодня в какой-нибудь европейский город и обнаружил там на площади памятник Гитлеру — его бы это покоробило. При этом наличие памятника Богдану Хмельницкому в Киеве ему не особо мешает, потому что восстания под руководством Хмельницкого и его идейных последователей гайдамаков, в ходе которых была уничтожена треть европейского еврейства, происходили когда-то давно. Но религиозный человек «живет по еврейскому календарю», прочно отождествляя себя с еврейской традицией, поэтому он всегда непосредственно связан с этими давними событиями.

На основе всего вышесказанного вопрос необходимо расширить и переформулировать, превратив в два:

1) Где был Б-г во время ужасных трагедий, многократно случавшихся на протяжении еврейской истории?

2) Если это кара Небес, то почему Всевышний угрожает за неисполнение Торы такими страшными наказаниями?

Ответим на них.

1) Обычно вопрос «где был Б-г» не задается в такой плоскости: почему (как вариант, за что) европейцы уничтожали евреев? Нет, он задается именно в однозначно-религиозной плоскости. Если спрашивающий не верит в Б-га, то этот вопрос — интеллигентная форма нападки на религиозного человека. И смысл такой: я не верю, а ты веришь, так объясни, где же Он был, когда все эти ужасы происходили, если Он такой Всесильный и всезнающий? Я еще раз хочу подчеркнуть, что если Всевышнего не существует, вопрос «где Он был…» не имеет буквального смысла — это вопрос исключительно к Торе, к еврейской вере.

2) Если же речь не об атеистических или гуманистических нападках на Тору, и спрашивающий действительно хочет получить ответ еврейской традиции, то ему, на самом деле, нужен ответ на вопрос №2: почему Всевышний применяет по отношению к своему народу такие страшные санкции за несоблюдение заповедей? Так как мы уже объяснили, что это вопрос религиозный, ответ на него тоже должен быть очень религиозный. Всевышний создал мироздание таким, что часть его скрыта от нас, и главная ценность нашего существования, на самом деле, в том, что оно является средством для достижения более высокого существования, на более высоком уровне мироздания. Этот момент, который кажется вопросом веры в написанное в наших источниках, можно понять, сделав простое наблюдение. Каждый из нас живет с острым ощущением ценности своего существования. Именно поэтому убийство на инстинктивном уровне вызывает возмущение и протест. Т.е. без всякого представления о том, что запрет убивать — это одна из 10 заповедей, все понимают, что посягательство на жизнь является большой проблемой.

Из чего состоит эта самая жизнь? Человек ест, пьет, зарабатывает деньги, пользуется транспортом, общается с друзьями и т.д. Если мы скажем, что убийца лишает убитого одной из этих вещей — всем будет понятно, что не в этом заключается преступление. И то, что убитый не сможет делать все перечисленное, и множество того, что мы не перечислили — нетрудно понять, что и не в этом заключается потеря. Ведь если преступление не в прерывании отдельных аспектов жизни, то и не в их сумме. В детях? Нет, ведь если существование самого человека не имеет смысла, то и жизнь детей тоже, раз она такая же, как жизнь отцов. На основании этого мы делаем вывод, что в самой жизни кроется потенциал чего-то большего, чем эта жизнь. Для человека, который придерживается Торы, этот потенциал крайне важен и абсолютно реален. И мы должны знать, что так же как многообразен мир, в котором мы живем, еще более глубок и разнообразен тот мир, который является следствием этого мира и приходит ему на смену. Поэтому Тора, которая пришла проложить человеку путь в тот мир, так радикально подходит к управлению его жизнью в этом мире.

То, что касается невинных детей и праведников (нужно помнить, что полных праведников немного), то дети во время катастроф наказываются за прегрешения родителей и более давних предков, а абсолютные праведники, которым вообще не полагается наказание, принимают наказания добровольно, с любовью, и тем самым смягчают Меру Суда в отношении поколения. Для более полного понимания этого вопроса можно сказать следующее: так же как любой человек, наблюдая за жизнью природы, видит во всем кажущиеся незыблемыми закономерности, так же он должен понимать, что законы платы и возмездия неотвратимо осуществляются.

Из журнала «Мир Торы»


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.