Из цикла «Окаймленная лилиями», темы: Миква, Муж и Жена, Интимные отношения, Здоровье, Законы семейной чистоты, Норман Лем, Тума
Те, кто готовит себя подобным образом к бракосочетанию и соединяется друг с другом после окунания в микву, при котором женщина благословляет Бога и благодарит Его за то, что Он освятил ее, — знают — знание это им дается в символической и возвышенной форме, — что их супружеские отношения освящены и благословенны, что отношения эти чисты, что нет в них ничего вульгарного; что отношения эти святы и нет в них ничего непристойного. Соблюдение правил чистоты семейной жизни оказывает на душу влияние очищающее и просветляющее. Оно освящает и облагораживает отношение мужа и жены друг к другу так, словно очищающие воды миквы омыли их мысли, очистив их от всего ложного и ущербного, что осталось от дней юности и могло бы поколебать их любовь и взаимное уважение — единственный залог устойчивости семьи. Так миква становится священным соединительным звеном между нравственностью и супружескими отношениями, приводящим мужа и жену друг к другу в чистоте и нежности, так, чтобы их любовь не оказалась затронута чувством вины и стыда — следами прежней внутренней борьбы.
Никакая, даже весьма убедительно сформулированная философия сексуальных отношений, не сравнится по глубине и силе психологического воздействия с законами семейной чистоты. Но лишь практическое осуществление этих законов может внедрить еврейское мировоззрение и неотъемлемые от него ценности в столь важную и требующую деликатности сферу жизни.
Чтобы оценить по достоинству смысл законов о чистоте семьи, важно понимать также, что они собой представляют.
Без предрассудков
Прежде всего, иудаизм относится к женщине в период нечистоты иначе, чем иные культуры, которые считают, что на женщине в этот период лежит печать позора, а сама она вызывает отвращение. Ее подвергали остракизму, носившему мистический характер, и запрещали ей находиться в обществе весь этот период.
Великий Рамбам, прославленный талмудист 12-го века, философ и врач, решительно отвергал суеверия и обычаи сабаев, амгусеев и других древних народов по отношению к женщине в период нечистоты и подчеркивал духовную сущность еврейского учения о чистоте семьи. К большому сожалению, многие наши современники отождествляют законы Торы с верованиями представителей древних примитивных культур. Подобные представления являются следствием невежества и полного незнания еврейских законов и традиций. По этой причине они не способны увидеть проблему чистоты семьи в более широкой перспективе, исходя из знания проблемы.
Терминологическая путаница также повинна в прискорбных искажениях понимания заповедей и их внутреннего смысла. Неверное понимание терминов «чистота» и«нечистота» и образованных от этих слов определений «чистый» и «нечистый» приводит к серьезнейшей семантической ошибке, придает им в глазах многих мистический и пугающий смысл, как, если бы нечистый дух пребывал в женщине, и его требовалось изгнать из нее с помощью магических действий.
Однако, очевидно, что это неправда. В соответствии с тем, чему учит иудаизм, ни у мужчины, ни у женщины, когда они «нечисты», не происходит никакого изменения характера или достоинств личности. Ни одно свойство не умаляет и не унижает женщину перед другой женщиной, находящейся в периоде «чистоты».
Понятие «нечистота» и «чистота» представляют собой категории, связанные с исполнением еврейского закона. Они призваны только напомнить еврею и еврейке правила поведения, обязывающие их в определенных обстоятельствах. Более того, еврейский закон не видит никакой заслуги в том, что тот, кто был «нечист», снова станет «чистым». Он лишь констатирует, что в период «нечистоты» ему запрещено, как мы уже упоминали, есть от святыни, а именно от жертвоприношений и трумот или входить в пределы Храма. И, если от женщины в период нечистоты закон требует своевременного и безотлагательного обряда очищения, то это лишь для того, чтобы возобновить супружеские отношения с мужем без излишней отсрочки, — как вклад в осуществление одной из главных целей брака.
Семантическая трагедия
Существует еще одна весьма распространенная ошибка в отношении законов семейной чистоты, которая явилась причиной его несоблюдения во многих еврейских семьях. Ошибка эта также в значительной мере семантическая, поскольку является результатом неправильного перевода слов «чистый» и «нечистый» как «гигиеничный» и «негигиеничный». А потому нет ничего удивительного в том, что многие представители молодежи, воспитанные на современных научно-технических понятиях, отвергают закон о чистоте семьи. Достижения санитарии и гигиены в наш «просвещенный» век столь впечатляющи, что молодое поколение не видит никакой пользы в исполнении древнего закона, для того, чтобы обеспечить чистоту своего тела.
Необходимо усвоить, что закон о чистоте семьи ни в коей мере не предполагает исполнение гигиенической процедуры. «Нечистота» — не грязь или нечистоты, смываемые водой: очищение, предписанное Торой, связано с побуждениями сердца. Забота о теле, о гигиене и физическом здоровье почитаются в еврействе. Однако это совсем другие независимые от прочих законы, и их нельзя смешивать, как делают по своему невежеству многие, с законами о чистоте семьи. Так, например, первосвященнику вменялось в обязанность окунаться пять раз на протяжении храмового ритуала в День Искупления. Очевидно, что всякий, знакомый со священническим служением в Храме, не заподозрит первосвященника в том, что он должен пять раз мыться, чтобы достичь физической чистоты с точки зрения простой гигиены. Очевидно, что назначение окунания совсем иное и никак не гигиеническое. Более того, еврейский закон требует от женщины полной гигиенической чистоты перед окунанием в микве.
В этой связи необходимо отметить медицинский аспект еврейского закона о чистоте семьи. Известно, что соблюдение этого закона предупреждает, в частности, определенные формы рака (читатель может почерпнуть эти сведения из брошюр, посвященных данной теме). В дополнение к сказанному заметим, что период отдаления супругов друг от друга дает им отдых и покой, необходимые для установления надлежащего ритма в интимных отношениях. Никакое добровольное воздержание не может быть настолько действенно, не может обеспечить такой полный покой, как отдаление, заповеданное религиозным законом. Если закон запрещает супругам приближаться друг к другу, ни один из них не заподозрит другого в том, что любовь его ослабела.
И снова — не дай нам Бог возомнить, что в этом и заключается смысл закона, что этим он исчерпывается. Совокупность законов о чистоте семьи имеет исключительно духовный, религиозный смысл по самой своей сути. Психологические и медицинские аспекты, являющиеся следствием соблюдения закона, — не более как сопровождающие моменты, однако глубочайший смысл этих установлений не имеет ничего общего ни с психологией, ни с медициной, антропологией или гигиеной.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?