Темы: Гер, Смешанный брак, Даниэль Шевелевич, Бааль Тшува, Поиск истины, Советский Союз
В последние десятилетия мы являемся свидетелями чудесного и долгожданного возвращения тысяч евреев, говорящих по-русски, к своим истинным корням — соблюдению заповедей святой Торы, данной нам Всевышним, благословен Он, более трех тысяч лет назад на горе Синай. Не менее удивительным и впечатляющим является также присоединение сотен представителей различных народов к общине религиозных евреев. Известно: дарование Торы повлияло и на народы мира, пробудив у них тягу к Торе.
В книге Кдушат Леви, написанной рабби Леви-Ицхаком из Бердичева, сказано, что народы принесли евреям дары за то, что те согласились принять Тору. Что же это за подарки? Это драгоценные святые души, «плененные» народами, которые возвратились и прошли гиюр.
Рамбам в «Книге заповедей» указывает на предписывающую заповедь — любить геров (прозелитов, принявших еврейскую веру). Разумеется, общее для всего Израиля повеление — «люби ближнего, как самого себя» — подразумевает и гера, который также является «ближним», ведь Тора говорит о гер-цедеке (праведном гере), для которого обязательно соблюдение всех заповедей. И, все же, поскольку он сам пришел к нашей вере, а-Шем любит его по-особому и поэтому посвятил ему особую заповедь. И во многих мидрашах разъяснено, что а-Шем заповедал нам любить гера так же, как заповедал любить Себя Самого, благословен Он.
Известна притча о леснике, разводившем оленей в своем хозяйстве. Однажды забрел к нему дикий олень из леса. И лесник кормил его больше и вкуснее, чем домашних оленей. Спросили его соседи, почему он так выделяет дикого оленя. Ответил им лесник: по своему собственному желанию пришел он ко мне, в отличие от оленей, вынужденных находиться у меня с рождения. Поэтому и полагается ему больше.
Лично у меня каждая встреча с праведным гером вызывает сильное эмоциональное переживание и дает мощный духовный стимул в службе Всевышнему, благословен Он.
Вот и сейчас я бы не хотел упустить возможность рассказать о гер-цедеке, подобных которому, наверное, не ошибусь, в мире насчитывается несколько человек. Подумал, что рассказ о его духовном возрождении, может быть, пробудит от «сна» и равнодушия десятки тысяч наших соплеменников, пока еще далеких от еврейской Традиции, и вызовет у них тягу к сокровищам святой Торы.
Итак, знакомьтесь: Давид Поляков, 62 лет, бывший советский офицер — летчик, майор ВВС, отслуживший в армии 25 лет. Родился Давид на Дальнем Востоке в чисто русской семье. Его родители постарались воспитать в сыне честность, порядочность, доброту. Он закончил автотранспортный техникум, отслужил в армии и поступил в летное училище, по окончании которого стал кадровым офицером Советской армии. Во всех местах службы Давид отличался уважительным отношениям к солдатам разных национальностей, за что последние очень уважали его. Те, кто вырос в бывшем СССР, прекрасно помнят пресловутую «дружбу народов», проявлявшуюся, особенно в армии, в нетерпимости и преследовании людей по национальному признаку.
В 25 лет Давид женился на скромной еврейской девушке, так как его мама, обладая интуицией, еще в детстве советовала сыну дружить с евреями. В то время все казалось ему незыблемым и постоянным: жена, дети, родная армия. Не было и малейшего намека на какие-то изменения в мировоззрении и образе жизни. Так и кочевал терпеливо с семьей по аэродромам: Германия, Киргизия, Литва, Урал, Сибирь.
Перестройка застала его на таежных болотах. С этого времени в жизни майора вдруг начинают происходить чудеса: а-Шем подталкивает его к кардинальным изменениям в жизни, пока нелогичным и необъяснимым. Его воинскую часть вдруг рассекретили. И предложили уволиться в запас. Неожиданно появилась мысль эмигрировать в Израиль. Еще в молодости у него было ощущение, что когда-нибудь он будет жить в жаркой стране. И вот 18 лет назад это «материализовалось». Жена и дети с готовностью поддержали эту идею. Совершенно чудесным образом в течение 3-х месяцев было получено разрешение на выезд, хотя по правилам это могло произойти только через 5 лет после окончания военной службы.
Абсорбция, как у большинства новоприбывших, протекала трудно, все было как в тумане. В то же время семья чувствовала, что какая-то высшая и неведомая раньше сила ведет их по новой жизни. Непередаваемые ощущения от природы, неба и солнца Земли Израиля вызывали душевный подъем.
Первой стала возвращаться к иудаизму старшая дочь. Попав однажды на шабат в религиозную семью, девушка была настолько поражена красотой и святостью еврейского образа жизни, что сразу приняла решение приобщиться к нему. После окончания семинара она благополучно вышла замуж и воспитывает сейчас детей в духе традиционного иудаизма.
Ее брат, побывав в Ливане в составе боевых частей (у него на глазах погиб друг), также вступил на путь возвращения к Всевышнему, благословен Он. Недавно он тоже женился на религиозной девушке и привел в свет новых евреев на радость дедушке и бабушке.
Изменения в жизни детей не смогли не сказаться на родителях, которые с глубоким пониманием отнеслись к ним. В отличие от многих семей, здесь не было напряжения и дискуссий. Обмен мнениями протекал в мягкой форме, без давления и принуждения. Жена Давида, а затем и он сам стали посещать лекции по иудаизму, чтобы лучше понять детей. Как и у всех начинающих, путь приближения к заповедям святой Торы начался с получения и осмысливания новой информации. Через некоторое время они приступили к практическому соблюдению заповедей.
У Давида в тот момент уже не было сомнений относительно перехода в еврейство. Только иногда беспокоила мысль, сможет ли он потянуть этот груз. Ведь ответственность велика. Перелом наступил в праздник Симхат Тора, когда Давиду вручили свиток Торы, с которым он совершил обход бимы (стола для чтения Торы). Необычайный восторг охватил его при этом, и беспокойство ушло. Позже Давид прошел обучение на курсах гиюра и, успешно сдав экзамен, стал религиозным евреем.
Прекрасно владея святым языком, он каждый день после тяжелого трудового дня изучает Талмуд в вечернем колеле и старается тщательно соблюдать заповеди святой Торы. Дети отдают дань уважения отцу, приглашая его быть сандаком на обрезании внуков. Удивительная судьба нашего героя в очередной раз доказывает наличие ашгаха пратит (Б-жественного «присмотра» за каждым человеком), воздаяния за добрые дела. А также показывает: ничто не может помешать исполниться истинному желанию человека приблизиться к Всевышнему, благословен Он.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?