Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: 613 заповедей, Судья, Книга заповедей, Рамбам, Суд, Справедливость
276-я заповедь – запрещение судье выносить оправдательный приговор из страха перед преступником. Но судья обязан выносить приговор, невзирая на ущерб, который может принести ему подсудимый. Ашем, да будет Он превознесен, сказал: “Не страшитесь человека, ибо суд – от Ашема” (Дварим 1:17).
И сказано в Сифре: “Чтобы не подумал судья: “Я боюсь, как бы этот человек не убил моего ребенка, как бы он не поджег мой стог, как бы он не вырубил мои саженцы”, – Тора говорит: “Не страшитесь человека”.
277-я заповедь – запрещение судье из жалости к подсудимому-бедняку выносить приговор в его пользу. Но следует судить и богатого, и нищего в равной степени справедливо – приговаривая виновного к установленным законом платежам. И об этом Его речение: “И нищему не потворствуй в тяжбе его” (Шмот 23:3).
Этот же запрет повторен в Торе в иных выражениях. Ашем сказал: “Не будь снисходителен к нищему”. В Сифри объясняется: “Чтобы не подумал судья: “Ведь этот подсудимый – бедняк, а я и этот богач, который судится с ним, обязаны его обеспечивать пропитанием. Решу-ка я дело в его пользу, и получится, что он обеспечен законным образом”, – Тора говорит: “Не будь снисходителен к нищему”.
278-я заповедь – запрещение судье предвзято судить человека, о котором известно, что он нечестивец и грешник. Ашем, да будет Он превознесен, запретил нарушать законы судопроизводства с целью покарать такого злодея. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Не отклоняй права неимущего в его тяжбе” (Шмот 23:6). В Мехильте (Мишпатим) объясняется: “Когда судья разбирает тяжбу между нечестивцем и порядочным человеком, он не должен думать: “Ведь этот человек нечестивец – решу-ка я дело не в его пользу”. Тора говорит: “Не отклоняй права неимущего в его тяжбе”. “Неимущего” – имеется в виду бедного заслугами за выполнение заповедей”.
Иными словами, несмотря на то, что подсудимый “беден заповедями”, запрещено предвзято судить его.
279-я заповедь – запрещение судье проявлять снисхождение к тому, кто ненамеренно убил человека или нанес увечье, и из жалости освобождать от выплаты установленных штрафов и компенсаций.
Судье не следует думать: “Этот человек бедняк, он отсек руку потерпевшему неумышленно (или выбил ему глаз неумышленно) – проявлю-ка я снисходительность и не буду присуждать его к выплате всех платежей, установленных за нанесение ущерба”. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Пусть не пощадит глаз твой: жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб, рука за руку, нога за ногу” (Дварим 19:21. Речь в стихе идет о денежных компенсациях, установленных за убийство, совершенное по ошибке, а также за нанесенное увечье. См. Бава кама 87а и комментарий Раши на Шмот 21:23-25).
Этот же запрет повторен еще раз. Ашем сказал: “Пусть не пощадит его твой глаз, чтобы ты очистил Израиль от невинно пролитой крови” (Дварим 19:13).
Двести восьмидесятая заповедь – запрещение судье вершить несправедливый суд в отношении геров и сирот. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Не суди превратно ни гера, ни сироты” (Дварим 24:17).
Мы уже разъясняли (НД 273), что судья, вершащий несправедливый суд по отношению к любому еврею, преступает запрет, выраженный в Его речении “Не совершайте несправедливости на суде” (Ваикра 19:15). А тот, кто вершит несправедливый суд над гером, преступает одновременно два запрета Торы.
В Сифри (Ки теце) объясняется: “Не суди превратно ни гера, ни сироты” – отсюда мы учим, что судья превратно судящий гера, преступает этим два запрета Торы, а если гер к тому же и сирота – то три запрета”.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?