Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тот, кто строит в шабат здание, прикрепленное к земле, что-то добавляет к такому зданию или исправляет, даже если это не очень значительное исправление, например, вбивает гвоздь, нарушает запрет строительства.

В этой главе мы объединили две мелахи: строительства и разрушения, поскольку они тесно связаны между собой. Ведь разрушают обычно то, что было до этого построено. (Подобным же образом мы объединили в одной главе завязывание и развязывание узлов). Поэтому Тора запрещает только такое разрушение вещи, когда запрещено и ее изготовление или строительство (кроме случаев, когда эта вещь при этом окончательно портится). В большинстве случаев это же правило относится к постановлениям мудрецов.

В эту же главу мы включили мелаху завершение изготовления (маке бэпатиш, буквально «завершающий удар молотка»), так как она похожа на мелаху строительства. А есть некоторые действия, в отношении которых мнения поским разошлись, запрещены ли они как строительство или как завершение изготовления.

1. Ав и толада

Тот, кто строит в шабат здание, прикрепленное к земле, что-то добавляет к такому зданию или исправляет, даже если это не очень значительное исправление, например, вбивает гвоздь, нарушает запрет строительства. А тот, кто разрушает такое здание частично или полностью, нарушает запрет разрушения, если такое разрушение введет к исправлению. И, как и в других мелахот, разрушающий, чтобы напрочь испортить, не нарушает запрета Торы. Тем не менее как и в других мелахот, мудрецы запретили и такие портящие разрушения.

Тора причисляет к строительству также различные производимые с почвой действия, например выкапывание ямы в доме или во дворе (выкапывание ямы в поле — это пахота), а также выравнивание вмятин или удаление кочек в доме. И, как уже писалось в главе 5, копание ямы, чтобы добыть землю, считается мелахой, не нужной самой по себе (мелаха шеэйна цриха легуфа), что не наказывается Торой, но запрещено мудрецами.

Производное мелахи строительства — возведение постоянного здания, не соединённого с землей, или добавление чего-либо к такому зданию. Соответственно, производное разрушения — полный или частичный демонтаж подобного здания.

Некоторые комментаторы считают также производным строительства-разрушения изготовление и разрушение предметов, но по другому мнению к предметам вообще не относится мелаха строительства, и изготавливающий какой-либо предмет нарушает только другую мелаху маке бэпатиш. Согласно этому мнению, разрушающий предметы вообще не наказывается Торой, см. подробнее об этом в законах изготовления и разрушения предметов.

2. Действия, связанные с землей

Как уже было сказано, производящий земляные работы нарушает запрет строительства. Сюда входит копание и засыпание ям в доме или во дворе. Поэтому мудрецы запретили подметать земляной пол, поскольку неизбежным результатом такого действия (псик рейша) станет разравнивание поверхности. По той же причине земляной пол запрещено и мыть в шабат. Хотя запрет подметания и мытья касается в своей основе только земляного пола, его распространили также и на деревянные и каменные полы, к которым выравнивание поверхности не относится. Это сделали из опасения, что если разрешить подметать эти виды полов, то придут к подметанию и земляного пола. Тем не менее, если в городе все или большинство полов не являются земляными, как в наше время, разрешается подметать пол в шабат. Но в запрете мыть пол такого облегчения не сделали, следовательно, и в наше время запрещается мыть в шабат любой пол. Разрешено лишь слегка сбрызнуть пол водой, чтобы не поднималась пыль. А если в одном месте грязь, возможно, при наших полах следует разрешить помыть это место, остерегаясь при этом замачивания и выжимания тряпки.

3. Игра в орехи

По этим же соображениям запретили мудрецы играть в ша-бат на земле в орехи и маленькие шарики, чтобы, готовя площадку для игры, не начать разравнивать землю, нарушая тем самым запрет строительства. Эта гзера распространяется и на мощеный пол даже внутри дома, и даже если в городе вообще нет земляных полов. Но к играм на земле, застеленной циновкой, а тем более на столе, запрет не относится. Не следует также запрещать игру большим мячом, в который играют, бросая его. При этом следует проявлять осторожность и играть только в таких местах, где разрешено переносить предметы.

4. Строение постоянное и временное

Толадой строительства, как уже писалось, является постройка дома, не соединённого с землей (а также пристройка к такому дому). Запрет Торы касается строительства и разрушения такого типа строений, только если они способны просуществовать длительный срок. Однако мудрецы запретили и строительство временных построек, к которым можно отнести названия «перегородка» или «шатер» (как будет объяснено ниже), а также их разрушение. Но то, что нельзя назвать «перегородкой» или «шатром», разрешается строить в шабат совершенно свободно (см. ниже).

5. Запрещённый тип перегородки

Какую временную перегородку мудрецы запретили строить в шабат? Любую перегородку (не имеет значения, из какого материала), которую воздвигают даже временно, чтобы разрешить определённые действия из алахических соображений (мехица матэрет), запретили мудрецы ставить в шабат. Какая перегородка ставится для разрешения определённых действий из ала-хических соображений? Та, которую воздвигают для отделения одного пространства от другого. Таковы, например, перегородка между владениями, ограда двора, позволяющая переносить предметы, или стенка, делающая сукку кашерной, или перегородка, отделяющая святые книги от места, где ребенок справляет нужду и т.п. Все эти виды перегородок запрещено устанавливать в шабат даже временно. Смысл запрета — поскольку такие перегородки имеют важное значение в соблюдении законов ша-бата, сукки и т.п., их строительство тоже считается важным, и относительно конкретных случаев следует спросить раввина.

6. Прибавление к зданию

Запрещено строить такую перегородку, которая вся целиком возводится в шабат. Однако если часть перегородки была построена заранее, можно достроить ее в шабат для временного использования. В каком случае строительство считается начатым? Если перед началом шабата размер перегородки составлял тефах (примерно 10 см.). На такой случай запрет мудрецов не распространяется, так как мы только лишь расширяем, завершаем перегородку для временного пользования. И поскольку в этом разрешении мы опираемся на принцип «добавления к строению», необходимо, чтобы к этому построенному заранее тефаху можно было применить название перегородки, То есть чтобы он мог служить началом перегородки. И тогда мы можем действительно сказать, что в шабат только достраиваем перегородку. Если же предназначение изначальной конструкции было иным, например, чтобы что-то ставить на нее, то даже если в ней уже есть тефах, она не может быть названа перегородкой, и ее дальнейшее расширение и достройка в шабат запрещены

7. Перегородки для других целей

Перегородку, которая не имеет целью сделать алахически разрешённым какое-либо действие и которая ставится, например, из соображений скромности и т.п., не запрещено ставить в шабат. Таким образом, разрешается устанавливать перегородку между мужской и женской половинами, перегородку, предохраняющую от ветра, холода или защищающую от солнца в солнечный день . Но и это лишь в том случае, если перегородка поставлена на время. Если же она закреплена со всех четырех сторон и предназначена просуществовать несколько дней, то ее строительство запрещено даже для вышеперечисленных целей.

8. Подвеска занавесей

Точно так же разрешается вешать занавесы и т.п. у открытого проема или окна, даже если при этом мы намереваемся их загородить. Это тоже называется перегородкой для скромности. Однако закон в отношении дверного занавеса строже, чем в отношении описанных выше типов, поэтому нельзя закреплять занавес сверху, снизу и с обеих сторон, даже если вешают его на самое короткое время; необходимо, чтобы его могли открыть в любой момент. Дело в том, что, хотя занавес и вешается на время, чтобы заслонить им вход, он присоединяется к постоянной постройке (например к перегородке дома), и, если

его присоединяют к ней со всех сторон, он приобретает статус постоянной перегородки.

Все это относится к занавесам, закрывающим открытые проемы. Однако занавесы, которые вешают перед закрытым окном, шторы и гобелены, которыми украшают стены, не называются перегородками вообще, поскольку ничего не прикрывают. Поэтому их можно вешать в шабат, даже закрепляя со всех сторон (узлом, разрешённым для завязывания в шабат), при условии, чтобы они не висели там неопределённо долго и чтобы их время от времени снимали. Тем не менее поскольку есть устрожающие в этом и развешивание занавесей требует приложения усилий, и поэтому нет в нем уважения шабата, тот, кто знает, что ему необходимо повесить шторы, пусть не ждет наступления шабата, а повесит шторы загодя.

9. Временный шатер

Как запрещено строить временную перегородку, так запрещено строить и временный шатер. Что считают шатром в отношении этого закона? Иногда строительство одной только крыши, иногда крыши с перегородками, как будет объяснено ниже. Запретили возводить временный шатер, поскольку опасались, что это приведет к строительству шатра постоянного. И, как и в случаях с возведением временных перегородок, запрещены только такие виды шатров, которые похожи на постоянный шатер. (И по этой причине запретили изготовление только перегородок, предназначенных разрешить какое-то действие, но не перегородки для других целей, например для разделения мужчин и женщин, поскольку посчитали их непохожими на постоянные перегородки.) Кроме этого, если шатер необходим нам для использования пространства под ним, запрещено строить даже одну крышу, поскольку уже на этой стадии он похож на постоянный шатер. Но если, возводя шатер, мы не предполагаем использовать пространство под ним, он не похож на постоянный шатер до тех пор, пока не построены также и перегородки. См. ниже, что шатер, в котором, как правило, вообще, не используют пространство под ним, разрешается строить в шабат.

10. Постройка навеса для тени

Поэтому запрещено растягивать покрытие, даже временное, и даже когда не делают вокруг никаких перегородок, если мы собираемся использовать его, например, для защиты от солнца, дождя и т.п. Поскольку такое покрытие служит для использования пространства под ним, то и без перегородок оно похоже на шатер. Так же, как и в случае с перегородкой для разрешения определённых действий, запрещено возводить временный навес в шабат целиком. Однако если до начала шабата был уже построен тефах такого навеса, разрешается добавить к нему, и это будет считаться достройкой временного строения. И как в случае перегородки, необходимо, чтобы построенный заранее тефах уже мог именоваться навесом (шатром).

В шабат и праздники нельзя пользоваться зонтом, даже если он раскрыт заранее.

11. Крыша на петлях

Запрет временной постройки распространяется только на строения, не прикрепленные к зданию, такие, которые нужно каждый раз возводить заново. Если же они соединены со зданием, например петлями, нет проблемы открывать или закрывать их в шабат. В реальности мы можем наблюдать это на примере окна или двери: их использование нисколько не нарушает запрета строительства. Поэтому разрешается открывать и закрывать крышу сукки, прикрепленную петлями и т.п., раскрыть крышу детской коляски, хотя тем самым мы и создаем шатер. Съемное покрытие коляски, используемое обычно только летом, следует заранее пристегнуть пуговицами, чтобы тем самым оно приобрело вид прикрепленной крыши. Если же покрытие не было прикреплено до шабата, следует посоветоваться с раввином. Разрешается, однако, набросить на коляску сетку от мух, хотя она и образует под собой пространство в тефах, позволяющее трактовать ее как шатер. И все-таки, поскольку сетка состоит из дырочек, ее нельзя назвать шатром.

12. Установка кровати

Описанные выше законы касаются только тех навесов, в которых мы используем пространство под ними: в этом случае даже построение крыши запрещено. Если же собираются использовать только пространство над навесом, то строительство такого навеса мудрецы не запретили, если только вместе с ним не ставят перегородки. Вместе с тем мудрецы облегчили здесь, разрешив ставить перегородки изменённым способом, отличным от принятого в будни. Т.е. запретили сначала поставить перегородки, а затем положить на них крышу. Но если держать крышу руками в воздухе, а затем подводить под нее перегородки, это не запрещено. Также, если перегородки уже стояли до начала шабата, разрешается положить на них крышу в шабат. И если мы хотим поставить в шабат кровать, составленную из вертикальных бортиков и горизонтальной доски (такие кровати были в ходу совсем недавно), то, поскольку иногда пространство под кроватью используют для хранения вещей (обуви и т.д.), это будет считаться возведением временного шатра, и следует делать это изменённым способом: сначала установить горизонтальную доску, а уже потом — бортики. Но установка раскладушки, в которой части не отделяются друг от друга, не будет считаться возведением временного шатра (даже при натяжении кровати).

Однако если пространство под кроватью никак не используется, то разрешается класть доску, и, как мы уже писали выше, это не похоже на строительство временного шатра. Более подробно об этом см. в Шульхан арухе.

Исходя из этого, разрешается вставлять доску в стол, чтобы удлинить его; так как мы используем только верхнюю поверхность стола, он не может быть назван шатром. Однако в этом случае следует остерегаться, чтобы не прийти к «исправлению предметов» (см. ниже в п.19 этой главы).

13. Накрывание бочки

Строительству временного жилища мудрецы уподобили накрывание большой бочки или коробки, если глубина незаполненного пространства в них составляет тефах. Поэтому запрещено полностью покрывать подобного типа емкости. В случае, если часть покрытия (шириной тефах и больше) уже существовала до шабата, в сам шабат можно достроить покрытие до конца. Некоторые считают, что запрет распространяется только на укрывание предметами, которые не предназначены специально для этого. Если же накрывают предметом, предназначенным для этого, например крышкой, это не похоже на строительство шатра, и нет причины запретить делать это в шабат. Согласно строгому мнению, следует остерегаться возвращать на место выпавший ящик стола или шкафа глубиной в тефах, поскольку, задвигая ящик, мы как бы покрываем его столешницей, и тем самым создаем шатер. Однако облегчающее мнение это разрешает, так как ящик обычно всегда накрыт столом, и при необходимости можно положиться на это мнение.

с разрешения издательства Швут Ами


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»