Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
На будничные дни недели нисходит святость субботнего дня этой недели. Суббота — словно сердце, от которого жизненная сила растекается по всем органам человека.

А теперь закончим объяснять, как мы намеревались (см. гл. 1), сказанное в Писании: «Счастлив человек, который исполнит это, и сын человеческий, держащийся этого: хранит он субботу, чтобы не осквернять ее и т. д.» (Йешаяу, 56:2). Слова «держащийся этого» представляются лишними. Объяснять будем в соответствии с тем, как мы толковали стих Торы: «Только субботы Мои соблюдайте…» (Шмот, 31:13); в этом стихе множественное число совершенно неоправданно. Нужно было бы написать: «Субботу соблюдайте», подобно тому, как сказано: «И пусть соблюдают сыны Израиля субботу» (там, 31:16). Я объясняю это в соответствии с тем, что уже известно: после того, как Всевышний сказал: «Ибо знак она между Мною и вами и на последующие поколения ваши, чтобы знали, что Я — Г-сподь, освящающий вас» (там, 31:13), — сошла Его святость на все дни недели — на все время пребывания народа Израиля, соблюдающего субботу, на земле. Ведь святость субботы распространяется на все дни[1], поскольку суббота — это центральный день, дающий святость остальным дням недели. Первый, второй и третий день недели называются «послесубботними» днями, так как они получают святость прошедшей субботы, а четвертый, пятый и шестой называются «предсубботними», поскольку получают святость от будущей субботы, как сказано об этом в наших книгах[2].

Известен комментарий святой книги Зоар, гл. Ваехи (лист 224а) на стих Торы: «И приблизились дни Израиля к смерти» (Берешит, 47:29), в котором говорится, что с приближением момента смерти праведника приближаются все дни его[3], чтобы свидетельствовать. Каждый день свидетельствует о Торе, изучавшейся этим праведником, и обо всех заповедях, исполненных им в этот день. Через них эти дни обрели духовное бытиё, непоколебимое и вечное; это бытиё означает способность предстать перед Святым Царем, каждый из дней — по мере сделанного в нем. Всевышний открыл нам в Своей Торе, что посредством субботнего дня Он освящает нас. Но, хотя исполнением всех заповедей человек тоже освящает себя, как сказано: «Чтобы помнили вы и исполняли все заповеди Мои, и были святыми для Б-га вашего» (Бемидбар, 15:40), в этом случае освящаются отдельные органы человека. [Как известно, 248 (повелительных) заповедей Торы соответствуют 248 органам человека, как сказано в книге Шаарей кдуша (часть 1, шаар 1) нашего учителя, благословенной памяти, р. Хаима Виталя, и в комментарии Виленского гаона на Мишлей (13:13). Поэтому мудрецы Великого собрания включили в благословения, произносимые при исполнении каждой заповеди, слова «Который освятил нас своими заповедями»]. Однако время при этом не освящается. Путем соблюдения субботы святость распространяется на нее, а от нее — на будние дни недели; в результате все время человека, пока он жив на земле, оказывается освященным.

Из сказанного вытекает, что на будничные дни недели нисходит святость субботнего дня этой недели, ибо суббота — словно сердце, от которого жизненная сила растекается по всем органам человека. То есть если одну из суббот он не соблюдал как подобает, по всем ее законам, то, помимо самого по себе этого греха, все дни той недели у него несут ущерб. Именно об этом говорит Тора: «Субботы Мои соблюдайте» (Шмот, 31:13); слово «субботы» стоит здесь во множественном числе, указывая на то, что человек должен соблюдать все субботы. Стих заканчивается словами: «Ибо знак она между Мною и вами и на последующие поколения ваши, чтобы знали, что Я — Г-сподь, освящающий вас», — указание на то, что посредством субботы святость распространяется на все дни человека. Об этом и говорит пророк: «Счастлив человек, который исполнит это, и сын человеческий, держащийся этого: хранит он субботу, чтобы не осквернять ее», и сказали наши мудрецы, будь благословенна их память: «Слово מחללוмехалело (чтобы не осквернять ее) можно трактовать как מחול לוмахуль ло (прощено ему)» (Шабат, 118:б)[4]. Однако только тогда, когда человек постоянно укрепляет себя в соблюдении субботы по всем ее законам, он заслуживает, чтобы ему прощались все его грехи. Но если у него нет в этом должного постоянства, то его заслуга не столь велика.

Нужно знать, что кроме того, что Тора повелела нам остерегаться в субботу запрещенных работ, она повелела также упоминать святость этого дня в саму субботу, как сказано: «Помни день субботний, чтобы святить его» (Шмот, 20:8)[5], — другими словами, помни о нем, как помнят о святом и великом, ведь он отделен, в силу особого достоинства своего, от остальных дней, предшествующих ему и следующих за ним. Упоминание это — кидуш (освящение), которое мы делаем в субботний вечер. Наши мудрецы, будь благословенна их память, велели нам произносить его над бокалом вина (Псахим, 106а) или над хлебом, если нет вина. Основа этой заповеди — пробудить в нас таким путем воспоминание о величии этого дня и закрепить в наших сердцах веру в творение мира из ничего, о чем сказано: «Ибо в шесть дней сотворил Г-сподь небо и землю, море и все, что есть в них и т. д.» (Шмот, 20:11).

В комментарии Рамбана на Тору (там, 20:8) сказано, что заповедь «Помни день субботний» включает в себя также необходимость ежедневно вспоминать субботу своими устами. Даже когда мы просто перечисляем дни недели, заповедь повелевает называть их с упоминанием субботы: первый день после субботы, второй день после субботы и т.д. Или когда говорят: «На прошлой неделе, в такой-то день было то-то и то-то», — следует сказать так: «Перед субботой в такой-то день было то-то и то-то». И все это — для того, чтобы человек не забывал о субботе. [Я слышал об одном великом мудреце поколения, что во время ежедневного урока со своими учениками он всякий раз старался упомянуть что-либо связанное с субботой, чтобы исполнить заповедь «помни»].

Слова «Помни день субботний, чтобы освятить его» (Шмот, 20:8), мудрецы школы Бейт Шамай трактовали следующим образом (см. Бейца, 16а). Следует помнить о субботе с первого дня новой недели — попалось тебе что-то особенно хорошее из еды — отложи на субботу. Говорили о мудреце Шамае, что он всю свою жизнь ел (даже в будние дни) так, чтобы оказать при этом честь субботе. Найдя упитанное животное из скота, он говорил: «Это — на субботу», — а если находил еще лучшее, то первое зарезал на будний день, а второе оставлял на субботу. Таким образом, весь смысл еды был у него в том, чтобы оставить лучшее на субботу. Однако мудрец Илель поступал иначе. Он говорил: «Благословен Г-сподь! Изо дня в день Он одаряет нас по нуждам нашим» (по Теилим, 68:20) (и не оставлял то, что ему понравилось, на субботу). Многие авторитеты в области закона согласны с тем, что Илель признает, что предпочтительно поступать по мнению мудрецов школы Шамая. Однако сам Илель при этом в такой мере полагался на Г-спода, что считал, что Г-сподь наверняка Сам припасет для него на субботу лучшую еду, чем на другие дни. И чтобы укрепиться в своем уповании, он поступал так, как описано выше. Но что касается других людей, не столь полагающихся на Г-спода, — также и Илель соглашался, что им лучше поступать по примеру Шамая. При этом ясно, что если речь идет о какой-то особенной еде, которую не так легко купить, и она не испортятся до субботы, ее, безусловно, нужно оставить на субботу, даже в первый день недели*1.

*1 Чтобы указать на причины (необходимости готовиться к субботе заранее), скажу здесь несколько слов по поводу света, сотворенного в начале недели творения, в день первый[6], тогда как левиатан и шор а-бар[7] были сотворены лишь в конце ее. И это притом, что первое из этих творений (свет) — духовно, а прочие — материальны; известно, что все приготовлено для праведников на грядущие времена, как сказали наши мудрецы, будь благословенна их память (Хагига, 12а).

Упомянем прежде всего об известных вещах, о которых сказано в святой книге Зоар (Ваякъэль, лист 210б), — о том, что за действия, связанные с исполнением заповеди, человек получает награду в низшем Ган Эдене (райском саду), наслаждения в котором материальны в сравнении с наслаждениями высшего Ган Эдена, — тогда как за мысли, связанные с заповедью, а они являются сущностью чисто духовной, он удостаивается награды в высшем Ган Эдене, который также является чисто духовным.

[Сказанное здесь разъясняет слова Писания: הוד והדרод ве-адар (краса и великолепие) перед Ним (Г-сподом); оз ве-хедва (мощь и веселье) на месте Его» (Диврей а-ямим-1, 16:27). Это означает: те, кто удостаиваются стоять перед Ним, то есть в высшем Ган Эдене, пребывают там, где есть высший свет, который — од ве-адар[8]. Однако у тех, что удостоились стоять лишь в месте Его, то есть в низшем Ган Эдене, и это — лишь место святости Творца, но не удостоились стоять перед Ним Самим, — у них там есть лишь оз ве-хедва, но не од. И об этом сказали наши мудрецы (Таанит,15в): «Не все удостаиваются света, и не все удостаиваются симха (радости), как сказано: “Свет посеян для праведника, а для чистых сердцем — радость” (Теилим, 97:11)». И см. сказанное у Маарша от имени Рашба, который согласился с тем, что чистые сердцем, которые еще не достигли ступени праведника, удостаиваются только симха, которая то же, что и хедва (веселье), — но не света].

Известно также и то, что люди, как правило, готовятся к субботе главным образом со стороны практической — к тому, чтобы не исполнять запрещенных работ, и приготовляют себе необходимое для субботних удовольствий (еду и напитки); к тому же вся эта подготовка приходится у них на конец недели. И лишь немногие, стоящие на более высокой духовной ступени, освящают субботу также и в мыслях своих, — такие, у которых все их субботние трапезы и отдых, как и их подготовка к субботе, — только во имя святости ее. И весь субботний день [кроме трапез и сна] они заняты Торой, молитвой и освящением своих мыслей подобающим образом. Эти люди, поскольку суббота для них столь важна, несомненно, готовятся к ней с начала недели — они начинают готовить для нее все, что могут, и помнят о ней каждый день. Поэтому, когда (на небесах) готовят им награду по делам нашим, готовят ее соответственно тому, о чем здесь говорилось: тем (которые готовятся к субботе всю неделю и т. д.) уготован свет сокрытый, и это — наслаждение духовное приготовляемое для них с первого дня недели, а тем (которые готовятся к субботе лишь со стороны практической, в конце недели) готовят наслаждения, подобные материальным, в конце недели. [Хотя эти наслаждения и не полностью материальны, как те, которые есть у нас в этом мире, как об этом сказано в наших книгах (Эвен Шломо, 11:11), — при всем этом в сравнении с наслаждением светом они считаются материальными].

Разумеется, в пятницу великая заповедь — проявить старание и приготовить все необходимое для субботы, как сказано: «И будет, в день шестой пусть приготовят то, что принесут…»[9] (Шмот, 16:5). Даже если у человека есть слуги, ему заповедано все же и самому постараться приготовить что-нибудь на субботу, ибо заповедь, исполненная лично, ценнее, чем исполненная посредством других людей[10]. Нужно представить себе, будто принимаешь в своем доме какого-то важного сановника: как бы тогда каждый из нас прибирал дом и застилал кровати, не чувствуя в этом для себя никакого унижения! Напротив — радовался бы, что удостоился принимать и обслуживать сановника! Тем более должно быть у человека подобное ощущение, когда он принимает царицу-субботу!

Вот что пишет Рамбам (Илхот шабат, 30:6): «Сколь бы важным не был человек, даже если обычно он не приносит покупки с рынка и не занимается домашними делами, он, тем не менее, обязан лично сделать что-то для нужд субботы, ибо в этом — честь его. Среди мудрецов прежних поколений были такие, которые кололи дрова для приготовления пищи, и такие, которые сами варили мясо или высаливали его, либо готовили фитили и зажигали свечи; были и такие, которые выходили за покупками, необходимыми для приготовления еды и питья на субботний день, хотя обычно они не занимались всем этим».

В особенности это важно в ту пору года, когда дни коротки, тем более — когда видно, что суббота уже скоро: тогда человек обязан помогать своим домочадцам или слугам изо всех сил, не допуская, чтобы дело дошло до нарушения субботы, — ведь когда другие, посланники его, не успевают, он находится в том же положении, что и человек, у которого нет никого, кто сделал бы то, что нужно, вместо него.

Я слышал от имени одного из великих знатоков Торы нашего поколения, что, согласно известному высказыванию наших мудрецов (святая книга Зоар, гл. Трума, 150б), если человек соблюдает субботу в этом мире, то также и в ином мире, даже если он, не дай Б-г, должен получить за свои грехи наказание в Геиноме, он свободен от этого наказания в субботу*2, причем время субботы засчитывается ему с того часа, когда он обычно начинал в канун субботы заниматься подготовкой к ней, и заслуга заповеди соблюдения субботы защищает его. Потому нужно очень стараться в приготовлениях к субботе: это принесет человеку благо и в этом мире, и в будущем.

*2 Подобное этому происходит также и на исходе субботы: пока община Израиля не закончит чтение молитв, установленных для этого времени, не возобновляется наказание грешников в Геиноме, хотя уже и наступила ночь, ибо до завершения указанных молитв все еще продолжается святость субботы; так сказано в Тур Орах хаим, 295, и у Виленского гаона там. Подобное этому происходит и в канун субботы: с того часа, когда человек начинает заниматься подготовкой к ней, начинает сиять для него свет святости субботы.


[1] Это не означает, конечно, что их святость может сравняться со святостью субботы. Имеется в виду лишь то, что с освящением субботы все прочие дни недели уже не существуют лишь сами по себе, а наполняются новым содержанием и поднимаются на более высокую духовную ступень, каждый — в меру своей причастности к субботе.

[2] См., например, Хайей адам, Илхот шабат, 1.

[3] Как приближается к собеседнику человек, желающий сообщить ему о чем-то.

[4] См. об этом также в гл. 1.

[5] «Упоминать» означает не просто держать в памяти, а совершать некое активное действие — провозгласить святость субботы своими устами. Наши мудрецы постановили делать во исполнение этой заповеди кидуш, о котором говорится далее.

[6] Это — свет, скрытый Творцом на будущие времена для праведников; с его помощью первый человек, Адам, видел мир от одного его конца до другого (см. Берешит раба, 11).

[7] Названия животных. Тора нередко использует для обозначения высоких и сложных духовных понятий слова, относящиеся к обычным предметам материального мира, те или иные свойства которых намекают на суть этих понятий. Так, например, хотя Б-г нематериален и бестелесен, часто используются выражения «глаз Б-га», «рука Б-га» и т. п.

[8] Од и адар — очень близкие понятия; Мальбим объясняет различие между ними следующим образом (в своем комментарии на Теилим, 96:6): од относится к внутренней сущности вещей, а адар — внешняя красота, видимая глазу.

[9] Речь здесь идет о мане.

[10] Это правило относится ко всем заповедям. Тора свидетельствует о нашем отце Аврааме — как он готовился исполнить заповедь о жертвоприношении Ицхака: «И встал Авраам рано утром, и оседлал своего осла, и взял… Ицхака, сына своего, и наколол дров для всесожжения» (Берешит, 22:3), — и все это — из любви к заповеди (см. Раши там).


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?