Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Служение Б-гу не во Имя Его, а ради вознаграждения, — это не истинное служение. Цель в том, чтобы человек познал и ощутил, что Служение Творцу вынужденно самой сутью его бытия.

В главе «Бехукотай», в конце перечисления наград, получаемых еврейским народом за исполнение заповедей Торы, находится один из самых известных и часто цитируемых комментариев. Это — разъяснение р. Шломо Эфраима («Кли Якар»), где спрашивается: почему в тексте Торы упоминаются только материальные удобства, а духовное воздаяние после жизни (являющееся главным) вообще не упоминается. «Кли Якар» приводит 8 ответов на этот фундаментальный вопрос.

После обещаний сытости, мира, лёгких побед над врагами и огромных урожаев, Вс-вышний в завершение говорит:

«И буду ходить среди вас, и буду вам Б-гом, а вы будете Мне народом».

Выражение «ходить среди вас» Раши объясняет так: «Буду прогуливаться с вами в Саду Райском, как один из вас, и не будете содрогаться передо Мной. Может быть, не будете благоговеть передо Мной?» Учение говорит: «И буду вам Б-гом» (употр. Имя «Элоким», обозначающее Качество Суда).

Пишет «Кли Якар»: Раши объясняет так, чтобы отстранить от Торы всякие придирки и оспаривания, которые говорят: есть тут основание для недовольства, поскольку не упомянута в Торе духовная награда в мире грядущем, и получается, что цель исполнения заповедей Торы — награда мира этого… И уже старались разрешить эту проблему многие. Семь мнений пространно разбираются в комментариях р. Ицхака Абарбанэля, я же упомяну эти 7 ответов кратко.

1. Мнение р. Моше бен Маймона (Рамбам). Все обещания удобств и успехов в этом мире — по сути не награда, а устранение того, что мешает служить Творцу (войн, болезней, голода). Р. И. Абарбанель добавляет, что духовная награда не упоминается, чтобы человек служил Создателю во Имя Его, а не за награду или из-за страха перед наказанием.

2. Мнение р. Авраама бен Эзры. Тора дана всем, а дела мира духовного будут поняты одним из тысячи. Ведь материальному человеку очень трудно постичь духовное.

3. Мнение р. Бахаи-старейшины (и также Рамбан склонялся к этому). Все обещания материальных наград выходят за границы природного мира (это сверхъестественно, когда дожди идут из-за исполнения заповедей и прекращаются из-за грехов). А то, что душа поднимется к своему истоку, естественно для души, и в упоминании не нуждается. (Ведь в Торе сказано о наказании «Отсечением души» (карет כרת), из чего понятно, что без этого наказания душа присоединится после жизни к своему истоку).

4. Из книги «Кузари» (р. Йеуды hа-Леви, где описано приобщение хазарского кагана к иудаизму). В старые времена многие отрицали «детальное слежение» Вс-вышнего за материальным миром, считая, что всё в мире делается не по Воле, а механически. Поэтому в Торе упомянуты именно материальные награды, показывающие прямое участие Творца в жизни нашего мира.

5. Мнение р. Саадии-гаона. До Дарования Торы многие служили звёздам, совершали для них специальные ритуалы, чтобы пришло благословение урожаям. Поэтому Вс-вышний упомянул, что даже без этих ритуалов (запрещённых Торой) материальные благословения не пропадут.

6. Мнение р. Нисима. Если Вс-вышний обещал соединиться с еврейским народом, расположить тут своё Присутствие даже в этом мире, где к душе примешана материя, то тем более Присутствие Творца будет с душой после освобождения от телесной оболочки.

7. Мнение р. Йосефа Альбо из «Книги основ». Материальные блага (как победы над врагами или большие урожаи) даются сразу всему народу, они — дело коллективное, ведь мир судится по большинству деяний. Духовные награды — дело индивидуальное. В Торе упоминается то, что касается всего народа в целом.

После этого перечисления «Кли Якар» приводит собственный аргумент: если бы награда в этом мире была единственным обещанием, тогда в чём примущество Авраама, скитавшегося всю жизнь, от Нимрода-злодея, властвовашего над миром?..

В книге уроков р. Моше Шапиро «Реэ Эмуна» (уроки 29 и 32) подробно раскрывается смысл первого из 8 ответов. Сначала р. Моше разъясняет ошибочность служения «во имя награды» (из-за чего в Торе упомянуты не духовные награды, а материальные удобства, позволяющие служить Б-гу, не отвлекаясь на войны и лечение болезней).

Среди прочего р. Моше говорит: Служение Б-гу не во Имя Его, а ради вознаграждения, — это не истинное служение. Цель в том, чтобы человек познал и ощутил, что Служение Творцу вынужденно самой сутью его бытия. То есть, так же, как для бытия необходимо наличие земли под ногами и воздуха для дыхания, так же для него необходимо и Служение Б-гу… Всякий, кто рассматривает заповеди Торы как средство для [хорошего] воспитания или психологической помощи, отрывает Тору от её корня… От этого предостерегал в Мишне (Авот, гл. 1) Антигнос из Сохо: «Не будьте подобными рабам, служащим господину своему ради вознаграждения…»

Награды же материальные, продолжает р. Моше, вообще нельзя назвать наградами, а только — помощью, которая даёт возможность исполнять заповеди. Об этом сказано в Талмуде (Кидушин, 39): «Награды за заповеди в этом мире нет», — «нет» в смысле нет для этого возможности, нет в этом мире средств для награды, соответствующих величию заповеди…

Далее (говоря о намерениях при исполнении заповедей) р. Моше приводит (от имени Маймонида), что существует два случая исполнения заповедей: когда человек заставляет себя, побеждая дурные инстинкты, и когда, наоборот, в нём преобладает естественная, «природная» склонность к заповедям. Из слов Маймонида следует, что необходимо и то, и другое. Заповеди, регулирующие отношения людей, следует исполнять не только потому что так приказал Вс-вышний, но и по естественной склонности к ним: как написано в Мидраше, «если бы Б-г не дал эти заповеди (вроде запрета воровать, обижать, наносить ущерб), мы должны были бы сами понять их необходимость». Благо, совершаемое человеком для других, должно исходить из его сердца, а не только от приказа свыше — иначе теряется сама форма такой заповеди[1].

Отметим, что подавляющее большинство «заповедей между человеком и человеком» — это законы самой Торы (а не мудрецов): бросающий на тротуар кожуру банана нарушает запрет Торы, тот же, кто ест банан без благословения — нарушает запрет мудрецов…

Для других заповедей, т.н. «хуким» (חוקים), до конца не познаваемых Законов Торы — нормально (и даже правильно) если человек исполняет заповедь в борьбе с собой, как написано в Мидраше (Торат Коhаним): «Пусть не говорит человек: не желаю кушать мясо с молоком, одевать шерсть со льном или вступать в запрещённые интимные отношения! Но [пусть скажет:] «Желаю! Однако что делать?!.. Вс-вышний мне запретил».


[1] Неоценимая важность этой констатации р. М. Шапиро, бесспорно, нуждается в многократном повторении и подчёркивании.

Из «Книги для изучения Торы»


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.