Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Чтобы мы могли наблюдать какие-либо изменения, должно существовать фундаментальное неизменное основание. Попытка убирать Законы или менять их с целью добиться более комфортной жизни, более приближенной к окружающему прогрессивному миру, следует признать разрушительными для иудаизма

Следующий пример, который я хочу привести, связан понятием эталона. Как известно, ценность всякого эталона в его неизменности (по крайней мере, относительной). Благодаря эталону, создается мера и может проводиться измерение всевозможных параметров.

Ценность иудаизма, как раз, в неизменности его принципиальных положений. Благодаря этому, сложно структурированную идейную конструкцию иудаизма можно считать неким эталоном идеального человеческого поведения, относительно которого необходимо проверять поведение всех людей, чтобы мы могли понимать, как и в какую сторону меняется человеческое общество.

То есть, чтобы мы могли наблюдать какие-либо изменения, должно существовать фундаментальное неизменное основание. Например, ценность эталона длины или веса в том, что они должны быть неизменными, чтобы относительно их мы могли определять, как изменяется те или иные объекты и явления. Если же эталоны будут меняться по нашим каким-то желаниям и прихотям или из-за нестабильных физических свойств их носителей, то тогда исчезнет и их ценность. Представьте если бы эталон веса — килограмм, менялся бы каждый день из-за желаний каких-то людей или из-за сильного изменения его физических свойств. Не зря в Торе Б-г указывает людям о неизменности той или иной используемой меры. Поэтому, ученые ищут такие физические носители эталонов мер длины, веса и т.п., которые меняются крайне незначительно на протяжении очень длительного периода времени.

Таким образом, нельзя, в существующей идейно-смысловой конструкции иудаизма, убирать законы или менять их с целью облегчить жизнь евреев. Восхождение к Б-гу, необходимым образом, связано с напряжением и преодолением трудностей.

Также нельзя ничего ставить выше Закона, кроме его Творца. Закон (в виде совокупности заповедей и правил) должен быть неким защитным куполом или шатром, под которым уже могут существовать то, что мы называем любовью, верой, красотой, удовольствием и т.п. Можно сравнить Закон с защитным скафандром, который хотя и создает неудобства, ограничения, дискомфорт, но только благодаря Ему, мы имеем возможность любить, верить, наслаждаться красотой.

Если же любовь, веру, стремление к красоте, ставить на первое место, то тогда они начинают разрушать границы, создаваемые защитным шатром Закона. Это, в свою очередь, ведет к разрушению условия, в рамках которого, они (любовь, вера, красота и т.п.) только и могут существовать. Это то же самое, как если в процессе вождения автомобиля ставить на первое место удовольствие от вождения, а не правила дорожного движения. Очевидно, что это рано или поздно такое поведение разрушит само условие для существования вождения автомобиля.

Также принципиально недопустимо менять одни законы на другие, в которых размываются границы понятий. Это, например, касается законов, регламентирующих поведение мужчин и женщин. Когда поведение женщин перестает все больше отличаться от поведения мужчин, то разрушается и то и другое. То же самое можно сказать о муже и жене, отце и матери.

В естественной природе существуют только самцы и самки. В человеческом обществе есть мужчина и женщина, отец и мать, муж и жена и это не то, что формируется естественным способом, само по себе. Они есть то, что формируется только в процессе воспитания в человеческом обществе. По сути своей, они, на мой взгляд, есть искусственные (можно сказать, противоестественные или сверхъестественные) роли, которые нам дает Творец и мы должны играть согласно им, двигаясь по соответствующим этим ролям, траекториям, чтобы человеческое общество существовало и развивалось. Размывание границ между ними, и их смешение постепенно приведет к разрушению человечества.

Итак, из всего высказанного, можно сделать достаточно обоснованный вывод, что все действия сторонников реформ, приводящие к принижению роли Закона и ослаблению умственного и физического напряжения, с целью добиться более комфортной и удобной жизни, более приближенной к окружающему прогрессивному миру, следует признать разрушительными для иудаизма. Так как эти действия разрушают саму идейно-смысловую конструкцию иудаизма. Если так будет продолжаться и дальше, то иудаизм, в истинном смысле этого слова, исчезнет.

На мой взгляд, после завершения Мишны и Гемары, иудаизм, как Дом-Храм защищающий Святую Святых, был в принципе уже завершен. Далее, оставалось только поддерживать его в нормальном функциональном состоянии. Под этим я понимаю, во-первых, поддерживание в сознании евреев, из поколения в поколение, неизменного состояния принципиально важных элементов идейно-смысловой конструкции иудаизма. Во-вторых, выстраивание и изменение второстепенных элементов конструкции под воздействием изменяющегося окружающего мира. Под этим я понимаю необходимость создания законов и правил, ориентирующих евреев в новых областях человеческой жизнедеятельности.

Очень важно содержать Храм в предельно функциональном состоянии, под которым я понимаю способность защищать Святую Святых от разрушительного воздействия как внешних, так и внутренних природных, естественных сил. Поэтому, очевидно, что необходимо сопротивляться попыткам, посредством реформ, превратить Храм в легкий дачный дом.

Продолжение следует


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.