Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Срезание волос у человека или животного относится к запрету гозез. Мудрецы запретили причесываться в шабат обычной расчёской, поскольку при ее использовании часто вырываются волосы.

1. Определение мелахи

Срезание волос у человека или животного (даже мертвого), а также вырывание перьев у птицы относится к мелахе стрижка (гозез) и запрещено в шабат Торой. Точно так же отрезающий ногти нарушает запрет стрижки И даже отрывание ногтей рукой без помощи какого-либо инструмента запрещено. Запрещается также отрывать заусенцы вокруг ногтя или засохшую кожу с губ — все это входит в мелаху гозез. (См. выше в мелахе жатвы, где мы писали, что есть поским, говорящие, что в этом случае нарушается также запрет удаления предмета с места его роста, т.е. запрет жатвы).

2. Состригание с мертвого

В предыдущем пункте мы уже писали, что мелаха стрижки относится также и к мертвому. Например, запрещено вырывать волосы (или шерсть) из шкуры мертвого животного, даже если ее уже отделили от мяса. Запрещается также ощипывать мертвую птицу. А есть и добавляющие, что запрещается также вырывать оставшиеся перья из уже сваренной птицы. Поэтому правильно дочистить птицу перед наступлением шабата. И все же в случае необходимости, когда (вареную) курицу так и не дочистили до шабата, можно положиться на мнение, разрешающее сделать это в шабат. Однако по всем мнениям следует проследить за тем, чтобы делать это непосредственно перед едой, чтобы избежать совершения мелахи отбора; поскольку перья нам не нужны, они считаются «отходами», и, подобно отделению кожуры от фруктов, разрешается отделять их только непосредственно перед едой.

Поскольку срывание волос с неживого запрещено в той же степени, что и с живого, надевая кожаную одежду с мехом (шубу, куртку, зимнюю шапку), необходимо быть осторожным, чтобы не вырвать волосок, потому что этим нарушается запрет стрижки.

3. Стрижка человека

Как уже было сказано, мелаха стрижки относится также и к человеку. Поэтому запрещается вырывать любые волосы из тела человека. Иногда совершают мелаху стрижки, оторвав даже один единственный волосок, например, седой волос из массы темных и т.п.. Потому необходимо проявлять осторожность, когда какой-либо предмет запутался в волосах, и не вытаскивать его, чтобы не вырвать волос. Аналогично, прочищая глаза, нос или уши, снимая пластырь с тела, необходимо действовать осторожно.

5. Причесывание в шабат

Мудрецы запретили причёсываться в шабат обычной расчёской: при пользовании такой расчёской часто вырываются волосы, и это является псик рейша. Поэтому принято использовать мягкую щетку, предназначенную специально для шабата, которая при причёсывании не вырывает волос.

Принято не делать пробора в волосах с помощью какого-либо предмета, но разрешается сделать пробор пальцем.

При расчёсывании парика в шабат следует придерживаться тех же правил, что и в отношении волос на теле. Тем не менее не следует пренебрежительно относиться к тем, кто облегчает в этом, потому что есть авторитеты, облегчающие в этом вопросе. И в случае необходимости можно найти способ немного подправить волосы парика, например сломанной расчёской, на которой осталось лишь несколько удалённых друг от друга зубцов. И это на условии, что парик был хорошо причёсан до начала шабата. (И возможно, есть место разрешить использование для этой цели чуть более жесткой щетки, которая, подобно сломанной расчёске, не разделяет хорошо волоски.)

5. Опрыскивание волос

Есть поским, разрешающие опрыскивать уже сделанную причёску в шабат различными парфюмерными средствами, например лаком для волос, только когда причёска полностью готова и больше не требует никакого вмешательства — даже пригладить волосы рукой. Но все время, пока волосы окончательно не уложены, это запрещено по всем мнениям. Таков же закон относительно парика, но, в отличие от обычных волос, парик не следует опрыскивать ароматной парфюмерией. Поскольку парик не часть тела, а одежда, ему, как и остальной одежде, запрещается придавать в шабат запах.

с разрешения издательства Швут Ами


Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше