Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Стыдить кого-то публично — настолько серьёзное преступление, что совершивший его лишается доли в грядущем мире»Рав Зелиг Плискин, из книги “Береги свою речь”
Разрешено смешивать с жидкостями большие куски. Поэтому можно добавлять в салаты растительное масло и уксус.

1. Определение мелахи

Следующий этап в приготовлении хлеба после размельчения зерна и просеивания — соединение муки с водой и приготовление теста. Во время строительства Мишкана смешивали с водой различные травы для получения краски и т.п.1. Мелаха замешивания (лаш) распространяется не только на соединение муки с водой, но и на соединение любого другого продукта с какой-либо жидкостью. При этом получившаяся смесь необязательно должна быть похожа по консистенции на тесто: для выполнения мелахи замешивания достаточно, чтобы смесь приобрела вид единого целого (в одних случаях это будет нарушение Торы, в других — запретов мудрецов)2. Действия, производные от этой мелахи: за-мешивание всевозможных несъедобных веществ с жидкостью, например, земли с водой для получения глины и т.п.2.

Таким образом, можно определить мелаху замешивания как скрепление с помощью жидкости различных частичек вещества в единое целое3. Некоторые добавляют к этому, что нарушение запрета замешивания происходит уже в момент добавления жидкости, даже до получения смеси (см. ниже, как ведут себя в этом вопросе на практике4). (Есть, однако, вещества, в которые ни при каких обстоятельствах нельзя добавлять воду, например: семена льна, пепел и т.п.5).

2. Виды смесей

Существуют четыре различных вида смешения продуктов:

А. Густая смесь.

Густая смесь — это такое соединение продукта с жидкостью, при котором возникает единое похожее на тесто целое, причем такое густое, что его невозможно перелить из одной емкости в другую, как жидкость5. Это вид замешивания, который в шабатапрещен Торой. Как уже говорилось, некоторые считают, что нарушением запрета Торы в этой мелахе является уже само добавление воды к продукту еще до того, как сделали замес. Но и они согласны, что замешивание само по себе является нарушением. Поэтому, если воду добавили до начала шабата, запрещено будет смешать ее с продуктом в шабат6.

Б. Жидкая смесь.

В противоположность густой смеси здесь не требуется такой консистенции, как при изготовлении хлеба, а достаточно лишь смешения с большим количеством воды. Такая смесь хорошо перемешивается ложкой и свободно переливается из одного сосуда в другой7.

Тора не запрещает делать такую смесь, поскольку подобное действие не похоже на приготовление теста для хлеба, но наши мудрецы запретили делать в шабат и жидкую смесь8. Хотя, с одной стороны, запрет изготовление жидкой смеси легче запрета изготовления смеси густой (поскольку жидкая смесь запрещена только мудрецами), но, с другой стороны, есть в нем и свое устрожение: по всем мнениям, в этом случае запрет нарушается уже с момента добавления воды (тогда как в случае с густой смесью, мнения на этот счет разделились9. (См. в источниках.)

В. Жидкости.

К тем видам еды, к которым добавляют так много воды, что образуется годная для питья жидкость10, запрет замешивания не относится11. Таким образом, разрешается разводить какао или детское питание без опасений совершить нарушение11.

Г. Смесь, включающая большие куски.

Большие куски, достаточно хорошо различаемые, разрешено смешивать с жидкостями, даже если такое соединение помогает им скрепиться вместе. Поэтому нет проблемы добавить в нарезанные овощи растительное масло, уксус и т.п.12. Также картофельный салат и тому подобные вещи можно готовить в шабат, поскольку кусочки получаются достаточно большие и это не похоже на замешивание13.

3. Изменения

Здесь, как и в случае с помолом, если это необходимо для еды, можно замешивать изменённым способом14. Например, еслиобычно в будний день, готовя эту еду, мы смешиваем сразу большие количества, то в шабат можно делать это поочередно маленькими порциями. (Поскольку в большом сосуде, который обычно для этого используется, неудобно смешивать маленькие количества, то это будет достаточным изменением. И есть, кто разрешает смешивать маленькими порциями любым способом15.)

Другая возможность состоит в изменении самого способа замешивания. К примеру, вместо того, чтобы перемешивать в тарелке пищу по кругу, как это обычно делается, можно водить ложкой вдоль и поперек тарелки16 (по некоторым мнениям нужно вынимать ложку при каждой перемене направления движения17).

Есть другой вид изменения — трясти тарелку с пищей18 или переливать из одной посудины в другую19 до тех пор, пока компоненты не перемешаются. Это является достаточным изменением, поскольку так не поступают в будни.

В отношении добавления жидкости в смесь, в тех случаях когда, как писалось выше, начинается действие запрета заме-шивания, также существуют возможные способы, отличные от будничных. (Об этом см. ниже.)

4. Добавление жидкости для размягчения пищи способом, исключающим замешивание

Запрет добавления жидкости распространяется только на те случаи, когда эта жидкость призвана скрепить компоненты. Однако если с помощью жидкости мы хотим, наоборот, раскрошить что-нибудь, например печенье и т.п., это разрешено даже без изменений. Поскольку в данном случае наше намерение прямо противоположно конечной цели замешивания, мы здесь не имеем дела с этой мелахой20. Если же после этого мы собираемся перемешать получившуюся смесь, это уже будет заме-шиванием, и для его осуществления необходимо делать это из-менённым способом (см. ниже20).

5. Добавление жидкостей

Если в смесь уже была до начала шабата налита жидкость, разрешается добавить туда еще жидкость. Это разрешено, даже если этим мы не намереваемся размягчить пищу21. Тем не менее и в этом случае размешивать следует изменённым способом22.

(И, вероятно, можно также добавлять другие продукты в приготовленную до шабата смесь, которая уже впитала всю жидкость23. Ниже мы увидим, что добавление продуктов и размешивание необходимо делать изменённым способом, тогда это возможно и применительно к густым смесям24).

6. Жидкая смесь

Если мы хотим сделать в шабат жидкую смесь, нужно внести изменения также при добавлении жидкости (помимо изменения в самом перемешивании), поскольку уже с этого момента начинается запрет замешивания. Таким образом, если обычно мы добавляем жидкость в пищу, то в шабат нужно добавить пищу в жидкость, и наоборот25. Если же нет общепринятой последовательности, и в разных ситуациях делают то так, то так, следует вначале положить в посуду продукты, а затем добавлять жидкость, и изначально следует добавлять ее маленькими порциями26. (А после того, как вливают всю жидкость в еду, можно переложить все вместе в другую посуду27.) А после этого, когда начинают замешивать, необходимо делать это изменённым способом25.

Например, тот, кто хочет есть кашу с молоком и привык добавлять молоко, чтобы разбавить кашу, в шабат должен налить сперва молоко и добавлять в него кашу. Точно также если кто-то обычно добавляет кашу в молоко, то в шабат необходимо сделать наоборот. (Если нет какого-то определённого способа, то сперва кладут кашу и затем добавляют молоко. Как было сказано выше, изначально это делают маленькими порциями.) После того как добавили молоко, нужно перемешать кашу изме-нённым способом, например, водя ложкой не по кругу, а вдоль и поперек тарелки и т.п. ( В случаях, когда нет определённого способа приготовления смеси, некоторые устрожают28.)

7. Густая смесь

Как мы уже писали, часть законоучителей считает, что мела-ха совершается в момент добавления жидкости, и изначально лучше следовать этому мнению. В случае необходимости, например при кормлении маленького ребенка, можно оперетьсяна мнение тех, кто определяет началом мелахи собственно за-мешивание29. Поэтому изначально запрещено делать в шабат густую смесь — в отличие от жидкой смеси здесь не действует изменённый способ добавления жидкости. Причина этого разделения в том, что в жидкой смеси речь идет лишь о запрете мудрецов, поэтому есть возможность воспользоваться изме-нённым способом. В густой же смеси, с точки зрения тех законоучителей, которые считают началом мелахи добавление жидкости, уже в этот момент начинает действовать запрет Торы, и поэтому такого изменения недостаточно30. (В данном случае не помогает также замес маленькими порциями.)

Этот запрет касается приготовления смеси лука, яиц и печенки с жиром, маслом или соусом, где необходима густая консистенция. Таким образом, добавление масла или соуса в эти продукты запрещено, и следует готовить подобные блюда заранее. Тем не менее постфактум (или же если же нет другого выхода), можно положиться на облегчающее мнение, при этом добавляя масло или соус изменённым способом31, т.е. поменяв порядок подачи, как было сказано выше.

Тот же закон действует и при смешении картофельного пюре с соусом или молоком. Лучше всего изначально делать пюре жидким, чтобы не было проблем в добавлении жидкости. Здесь также можно, в крайнем случае, (когда это необходимо для ребенка и т.п.) опереться на более легкое мнение и использовать изменённый способ, поменяв порядок подачи. (Один из возможных путей — добавить вначале лишь часть продуктов и сделать жидкую смесь, и только когда свободной жидкости не останется, положить изменённым способом оставшуюся часть продуктов32). Таков же закон в отношении прошедших варку порошков для изготовления картофельного пюре и рисовой каши и т.п. Однако относительно порошков для быстрого приготовления пудингов и желе необходимо дополнительное изучение вопроса (см. источники39).

Тем не менее следует разрешить смешивать картофель с густым соусом, если делать это следующим образом: вначале мы наливаем соус и кладем в него неразмятые еще куски кар

тошки (в этом нет замешивания, поскольку куски достаточно большие), а затем изменённым способом (например, обратной стороной вилки, как было сказано в главе 13) разминаем картошку так, что при этом она перемешалась с соусом. Это способ отличный от принятого в будни, и он, безусловно, разрешен в шабат. Подобно тому, можно залить фруктовым соком кусочки бананов, прежде чем размять их, как описано выше, изменён-ным способом38.

Если жидкость застыла, как это часто происходит с соусом, стоящим долгое время в холодильнике, запрет ее добавлять теряет силу, так как это, собственно, и не является добавлением жидкости. Поэтому разрешено перемешать печенку с таким застывшим соусом. Кроме того, к такой смеси печенки и пр., (пока она не растаяла), можно добавить смесь растительного масла с яичным желтком или майонез без опасения совершить мелаху замешивания33. Перемешивая такую смесь, следует, однако, воспользоваться изменённым способом, как и в любом случае, когда производят замес в шабат. Точно так же во всех случаях, описанных выше, когда при острой необходимости было разрешено добавлять жидкость в густую смесь изменён-ным способом, замес тоже должен производиться изменённым способом (при необходимости изготовления густой смеси)34. (Есть действия, которые запрещено делать в шабат даже изме-нённым способом. Об этом см. в источниках35).

8. Жидкости

Как уже было написано, данный закон не относится к приготовлению напитков из всевозможных порошков, например, какао или порошкового молока. Нужно только давать изначально большое количество жидкости, чтобы избежать густой консистенции в начале смешивания. Если же при приготовлении необходимо развести порошок в небольшом количестве воды, следует, как и при всяком приготовлении жидкой смеси, внести изменения, как в процесс введения жидкости, так и в процесс размешивания36.

9. Смешение кусочков с жидкостью

Достаточно большие кусочки можно смешивать с жидкостями, даже если тем самым они скрепляются друг с другом, как,например, куски картофеля с майонезом (картофельный салат). Но поскольку довольно трудно определить точно, какие конкретные случаи можно отнести к данному типу, лучше всего изначально использовать изменённый способ замешивания37.

с разрешения издательства Швут Ами


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?