Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, Еда, 39 мелахот, Яков-Йехезкель Позен
После того как зерно смолото, полученную муку просеивают, чтобы очистить ее от посторонних кусочков и отделить грубую муку от тонкой: тонкая мука падает через сито вниз, а посторонние кусочки и грубая мука остаются наверху. И это называется просеиванием (меракед — дословно «заставляет танцевать» по ассоциации с тем, что просеивающий как бы заставляет муку плясать внутри сита).
По отношению к этой мелахе принято приравнивать мацо-вую муку к обычной муке, так как в обоих случаях при просеивании через сито отделяют крупные кусочки муки и посторонние частицы от мелких. Поэтому запрещается делать это в шабат. Таков же закон относительно просеивания сахарной пудры. Иногда, когда хотят посыпать сахарной пудрой какую-нибудь еду или выпечку, поступают следующим образом: помещают ее в сито и посыпают ею пищу, тряся этим ситом над нею, так что сама сахарная пудра падает вниз, а кристаллы сахара и комочки остаются внутри сита. Такое действие запрещено в шабат и расценивается, как просеивание. И даже если потом эти комки разомнут и просеют так, что в сите не останется ничего,тем не менее в то время, когда действие совершается, оно является просеиванием. Таким образом, даже если в сите ничего не остается, данное действие будет запрещено из-за того, что немного похоже на просеивание.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?