Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В каждом есть то, чего нет в других»Раби Пинхас из Кориц
Запрещено выжимать сок и даже употреблять сок, который выделился из плодов сам по себе. Исключения из этого правила.

1. Молотьба и лущение

После сбора урожая снопы молотят, чтобы отделить зерна от соломы. Толада молотьбы — отделение бобовых от сухих струч­

ков после того, как стручки, подобно соломе, стали твердыми и непригодными для еды. То есть как у зерновых, вследствие молотьбы зерна становятся пригодными для еды, так и у бобо­вых зерна можно есть лишь после отделения. Если же стручки пригодны в пищу, отделение зерен от стручков разрешено, по­скольку рассматривается как отделение еды от еды.

2. Выжимание

Выжимание плода для получения сока также запрещено, по­скольку похоже на молотьбу. Как посредством молотьбы отде­ляют зерна от соломы с тем, чтобы сделать их пригодными для еды, точно так же, отделяя сок от плода, его готовят к употре­блению в новом качестве: делают пригодным для питья.

Запрет Торы выжимать сок, даже если он нужен для питья, распространяется только на плоды, из которых повсеместно принято выжимать сок: маслиныи виноград. На выжимание плодов, которые перерабатывают на сок не всюду, но в некото­рых местах, существует только запрет мудрецов. И несмотря на то, что запрет мудрецов мы должны выполнять также строго, как и запрет Торы, имеется все же некоторое облегчение, кото­рое мы рассмотрим ниже.

Мудрецы запретили нам даже употребление сока, который сам по себе выделился в шабат из плодов, выжимание которых запрещено Торой. Объясняется это опасением, что разрешение употребления такого сока может привести к собственно вы­жиманию плодов. И не имеет значения, для чего изначально были принесены эти плоды — для выжимания или для еды. Так как принято их выжимать, то опасаются, что решат их выжать и тем самым нарушат запрет Торы. Сок, выделившийся из пло­дов, выжимание которых запрещено мудрецами, также запре­щен, если они внесены не для еды (а для питья), из-за опасения, что это приведет к (их выжиманию, а затем и к) выжиманию тех плодов, выжимка которых запрещена Торой. Однако в этом случае, если плоды предназначены для еды, выделившийся сок не запрещен, так как обычно не желают, чтобы сок вытекал.

3. Выжимание в еду

Выше уже шла речь о том, что выжимание похоже на молоть­бу, так как его цель — отделить от еды жидкость и тем самым при­дать ей новое качество: сделать ее питьем. Из этого следует, чтомелахой считается только такое действие, вследствие которого выделившийся сок можно назвать напитком. Но если и после выжимания полученный продукт называется едой, то мелаха не совершена, так как произошло лишь отделение еды от еды, что не похоже на молотьбу (как в случае с зелеными стручками), и это делать разрешено. Поэтому разрешено выжимать плоды в еду (чтобы улучшить ее вкус) в связи с тем, что полученный продукт остается едой, так как сок, который попадает в продукт по-прежнему считается едой, а не напитком, а отделение еды от еды не является мелахой.

Все сказанное относится к случаю, когда плод выжимают не­посредственно в еду. Но выжимать его в пустую посуду, даже с целью добавить затем этот сок в еду, запрещено. Несмотря на то, что по сути закона можно выжимать в еду любые пло­ды, даже те, выжимание которых запрещено Торой (виноград и маслины), все же изначально устрожают и не выжимают эти плоды ни в коем случае, так как некоторые мудрецы запреща­ют делать это, ибо не разделяют между выжиманием в еду и изготовлением сока.

4. Выжимание лимонов

Запрещено выжимание лимонов, особенно в наши дни, ког­да большинство лимонов предназначено для выжимания. При нарезании лимона (или других запрещённых к выжиманию плодов) необходимо следить за тем, чтобы не резать над по­судой, так как часто надавливанием ножа на плод выжимают сок, что разрешено только в том случае, если сок идет на вы­брос(немедленно). Лимон, положенный в чай или в другой напиток, нельзя давить ложкой. В вопросе о том, можно ли выжимать лимон на сахар с тем, чтобы потом положить его в чай, существуют расхождения междуахроним(мудрецами по­следних столетий). (Не говоря уже о том, что некоторые не вы­жимают лимон даже в еду.)

5. Что называется едой

В связи с разрешением выжимать сок плодов в еду, необ­ходимо выяснить, что же называется едой, а что питьем? Если полученный продукт легко переливается и его можно пить, зна­чит, это питье, в противном случае — еда. Если же еда смешана с жидкостью, то смотрят, чего больше: если больше еды, то вся смесь считается едой, если больше жидкости — питьем(поэто­му необходимо следить за тем, чтобы после выжимания плода еды оставалось больше, чем жидкости). Теперь понятно, почему разрешено делать в шабат фруктовый салат, хотя практически невозможно не выжать при этом немного сока, который тоже попадает в салат. Но так как в посуде фруктов остается больше, чем сока, можно считать, что и в данном случае сок попадает в еду, а это разрешено (только сначала нужно приготовить такие фрукты, из которых не вытекает сок в момент нарезания, на­пример, яблоки). Из этого следует и разрешение посыпать са­лат сахаром, несмотря на то, что сахар способствует выделению сока: этот сок тоже сразу попадает в еду и, соответственно, не считается жидкостью.

6. Как сосать фрукты

Любые плоды можно сосать, если положить их в рот цели­ком. Но когда их держат в руке и не вносят в рот полностью, сле­дует воздержаться от сосания тех плодов, выжимание которых запрещено Торой. (Некоторые мудрецы устрожают и в других плодах, но в любом случае запрещено сосать мокрую одежду.)

7. Выжимание вареных плодов

Различные продукты, которые не содержали в себе изначаль­но жидкости, а лишь впитали ее, как, например, вареные плоды или замоченный хлеб, также запрещено выжимать. Все же тут есть отличие: такие продукты запрещено выжимать только тог­да, когда используется полученная жидкость. Таким образом, можно выжимать жидкость из продукта и даже в пустую посу­ду, чтобы в полученном виде съесть его, так как не собираются использовать эту жидкость.

8. Выжимание ткани

Запрет выжимания распространяется не только на еду, но и на ткань. Запрещено выжимать ткань ради жидкости, которая при этом получается, Причем совершенно безразлично, какая это жидкость — вода или что-либо другое. В любом случае к выжиманию относится запрет мелахи даш, если есть необходи­мость в выделившейся жидкости.

Выжимание ткани отличается от выжимания еды тем, что здесь, кроме запрета даш, может быть нарушен еще и запрет ме­лабен (отбеливания). Ведь выжимание ткани — часть стирки; та­ким образом, при выжимании совершается мелаха отбеливания.

Рамки мелахот даш и мелабен не идентичны, поэтому не всегда, когда совершают отбеливание, совершают также и мо­лотьбу, и, наоборот, совершение молотьбы не означает совер­шения отбеливания. (См. гл.19, п.7, посвященный мелахе мела­бен, где обе мелахи рассматриваются более детально.) Поэтому если ткань пропиталась водой или другой очищающей или от­беливающей жидкостью, то выжимающий ее совершает мела­ху мелабен, но, помимо этого, если выделившаяся жидкости не выбрасывается, совершается также мелаха даш. Однако если жидкость, попавшая на ткань, не очищает ее и не отбеливает (например, красное вино), но выжимаемая жидкость использу­ется, то совершается только мелаха даш. Если же и выжимаемая жидкость не нужна, то не нарушается и запрет молотьбы.

Выше мы уже писали, что не является нарушением выжи­мание плодов, которые изначально не содержали в себе жид­кость, а впитали ее в себя (как, например, вареные плоды или размоченный хлеб), если нам не нужна полученная жидкость. Но если ткань впитала в себя жидкость, которая не отбеливает и не очищает, ее нельзя (на практике) выжимать, даже если выделившаяся жидкость не используется. (Разница в том, что в тех плодах существует только запрет мудрецов.)

В связи с этим, если какая-либо жидкость проливается на стол и необходимо смахнуть ее со скатерти, то следует делать это очень осторожно, чтобы, сметая жидкость ложкой или но­жом, не нажать случайно на скатерть и не выжать ее, а лишь смахнуть еще не впитавшийся слой жидкости. В случае с очи­щающей жидкостью, даже идущей на выброс, можно прийти к нарушению запрета Торы. Но и с другими жидкостями, даже когда они идут на выброс, следует быть осторожным и не да­вить на ткань с силой.

При обтирании ребенка в шабат ваткой, тряпочкой или бу­мажкой, смоченной в масле, необходимо быть очень осторож­ным, чтобы не выжать ее в момент обтирания. (Но если ватка пропитана водой, то вообще запрещено использовать ее, по­скольку запрещено в шабат замачивать в воде.) Таким образом, если в ткань впиталось большое количество масла, то при про­тирании кожи очень велика вероятность выжать немного масла и, соответственно, совершить мелаху даш.

Также запрещено пользоваться специальными салфетками, предназначенными для протирания кожи ребенка (есть подоб­ные и для взрослых), пропитанными при изготовлении жидко­стью или маслом, которые отжимаются при вытирании. Поэто­му, чтобы быть уверенным, что отжима не произойдет, следу­ет налить немного масла (или воды) на тело ребенка. А самое лучшее протирать ребенка рукой, так как в ином случае трудно не перейти установленной границы. Например, можно поме­стить испачканную часть тела ребенка в сосуд с теплой водой и почистить ее руками.

9. Выжимание волос

Мудрецы запретили выжимать в шабат волосы даже тогда, когда отжатая вода не используется. По этой причине не при­нято в шабат мыть все тело (кроме тех случаев, когда это связано с выполнением заповеди), чтобы случайно не выжать волосы.

10. Сепарирование меда

Как запрещено выжимать фрукты, так нельзя и отделять мед из сот.

11. Доение

Из-за опасности совершить мелаху даш запрещено доить в шабат животных (см. в Шульхан арухе детали законов о дой­ке коров и т.п. в шабат). Если у женщины возникает острая необходимость сцедить молоко, она должна посоветоваться с раввином.

12. Толчение снега и льда

Мудрецы запретили разминать снег или лед руками. Одни считают, что это действие похоже на выжимание, другие — на создание воды, третьи — на родившуюся в шабат вещь. По этому мнению запрещена даже та вода, которая получается из растаяв­шего само собой льда или снега. (Но можно положить его в ста­кан с другой жидкостью, т.к. полученная жидкость сразу попада­ет в другой продукт.) Изначально действуют согласно третьему мнению (кроме случаев особой необходимости), но постфактум не запрещают, даже если получившаяся жидкость хорошо раз­личима и ни с чем не смешана. В связи с этим все поским раз­решают класть в стакан с жидкостью кусочек льда, даже если он там растворится. Тот же самый закон действует и в отношении застывшего жира, который запрещено расплавлять.

13. Приготовление льда

Нет определённого мнения по поводу того, разрешается ли в шабат делать лед. Поэтому в случае нужды следует спросить у раввина. Что касается йом-това, хотя, безусловно, правильно приготовить все необходимое накануне, тем не менее постфак­тум, возможно следует облегчить в законах приготовления льда или мороженого в йом-тов.

с разрешения издательства Швут Ами


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?