Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, 39 мелахот, Яков-Йехезкель Позен, Растения, Запреты в Субботу
Сеяние — первая из 39 мелахот. Несмотря на то что вспашка предшествует ей в полевых работах, Мишна ставит на первое место сеяние, так как в некоторых случаях приходится пахать и после посева.
1. Определение мелахи
Цель посева состоит в проращивании семян, поэтому запрещено не только собственно сеяние, но и всякое действие, способствующее росту растений. В их числе посадка саженцев, прививка, отводок (вегетативное размножение), прополка, подрезание, ибо все они способствуют росту растений или деревьев. Среди этих действий есть запрещённые как таковые (ав), а есть — из-за сходства с запрещённой мелахой (толада). Так же, как и в других видах работ, здесь следует остерегаться псик рейша (см. п.5 главы 5). Поэтому запрещено выбрасывать семена в том месте, где они могут прорасти, даже если это не входило в намерение. Так, если едят фрукты в саду, в месте, где могут расти растения, следует воздерживаться от бросания там плодовых косточек.
Поскольку способствовать росту запрещено, нельзя также изменять место нахождения растения, если на новом месте оно будет лучше расти. Поэтому запрещается переносить цветочный горшок с одного места на другое, где он будет расти интенсивнее, то есть выносить домашний цветок наружу или передвигать с тенистого места на солнечное, и наоборот, если это полезно растению и т.п.. При этом разрешается раздвинуть шторы, даже если в результате на цветок упадет солнечный свет, лишь бы только это не являлось изначальной целью.
2. Поливка
Поливка — еще одно действие, способствующее росту растений. Потому она включена в мелаху сеяния, и человек, производящий поливку в шабат, нарушает запрет Торы. Поэтому, если едят в месте, где могут прорасти семена, следует стараться не проливать никакой жидкости на землю. По этой причине некоторые воздерживаются в шабат от еды в саду в том месте, где есть растения и т.п. Например, если сукка стоит в месте, где растет трава, и ее крыша влажная после дождя, необходимо соблюдать осторожность, снимая крышу, чтобы скопившаяся на ней влага не пролилась на растения. Или, если хотят сесть на стул, который во время дождя стоял снаружи, и на нем собралось много воды, то его нельзя перевернуть и слить воду на землю, где могут прорасти семена. По той же причине многие не разрешают маленьким детям справлять нужду в местах, где могут появиться растения, так как считается, что это тоже способствует их росту.
Также запрещено ставить в воду цветы или ветки деревьев с цветами на них, так как есть опасение, что они могут распуститься в воде или это другим образом будет способствовать их росту. Если же нет такого опасения, то обычно разделяют между растениями, которые уже стояли в воде до шабата (в этом случае, если их вынимают из воды, разрешается вернуть их в ту же воду), и растениями, которые еще не были в воде, и их только собираются поставить, что запрещено. Также, если вы хотите поменять воду в шабат или даже просто добавить воды, что само по себе запрещено, следует спросить раввина.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?