Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
У мира есть несколько стадий. Поколение, жившее до потопа, тратило время на недостойное поведение.

Со всем миром в целом произошло то, что происходит с отдельным человеком, поскольку мир столь же целен, как отдельный человек. Недаром человека называют «маленьким миром», а мир — «большим человеком»! И «годы нашей жизни, в которых семьдесят лет», соответствуют семи дням сотворения мира.

И в еще одном отношении человек похож на мир в целом. Наши мудрецы сказали: «Шесть тысяч лет мир существует, а одну тысячу пребудет разрушенным». И если каждый присмотрится к своей собственной жизни, он заметит, что ее первое семилетие и большая часть второго проходят в беспорядочной суете, которой разум совершенно не управляет. Эти годы посвящены бесконечным играм, детским забавам и развлечениям подростков, от которых в начале жизни никуда не деться. Но когда это время подходит к завершению, разум начинает усиливаться и сам человек изменяется, превращается в новую личность, и теперь он стыдится всего того, что успел натворить в юности.

И в точности то же самое произошло со всем миром. Первую тысячу лет и большую часть второй мир был юным и столь лишенным разума, что представлялся совсем никчемным. Поэтому наши мудрецы назвали первые две тысячи лет существования мира «периодом бесформенности». И из-за того, что люди, населяющие мир, проявили себя недостойными, в конце концов, они заслужили потоп и полное истребление. Однако с течением времени стыд перед детскими проделками непременно заставит позабыть и отбросить глупые занятия, так что ни человек, ни мир не станут больше грешить так же, как раньше. Поэтому Б-г и заключил после потопа союз с людьми, сказав, что никогда больше не нашлет на землю второго потопа. Это не было проявлением милосердия в награду за заслуги Ноаха — Б-г всего лишь рассказал о том, что ожидает мир в будущем. Просто вначале, когда увидел Б-г, что стремление мыслей человеческого сердца — только к злу весь день, сказал: «Сотру человека…», — то есть, уничтожу, сотру все это поколение, полностью испорченное и лишенное всякой надежды. Но когда потоп уже произошел, Б-г в Своей мудрости оценил его результаты и решил, что больше не возникнет необходимости проклинать землю из-за человека, насылая на нее еще один потоп, поскольку все происшедшее было вызвано молодостью мира, тем, что он еще только начинался…

27. О том, как Ноах благословил и проклял своих детей (9:25—27)

Ноах через пророческое видение знал обо всем, что в будущем случится с Кнааном: и о его рабстве, и о подчиненном положении, которое он обречен занимать, и об его изгнании с родины. Поэтому в своем первом проклятии он поставил его ниже его собственных братьев, сыновей Хама. Ноах сказал: «Проклят Кнаан, рабом рабов будет он у братьев своих». Другими словами, он должен будет постоянно быть униженным, как один из рабов, перед братьями, сыновьями его отца Хама.

Но кроме того, он получил еще одно проклятие, по которому должен быть рабом у Шема и Йефета. И вот как я это понимаю. Ноах знал, что в будущем Б-г отдаст землю потомству Шема и потомству Авраама. Кроме того, он знал, что в какой-то момент Б-г чрезвычайно усилит потомков Йефета, римлян, которые рано или поздно нападут на землю Кнаана и захватят ее. А затем над ней будут царствовать жители Кедара, тоже потомки Йефета. И, наконец, он знал, что в конце дней Б-г «снова возрадуется благу Израиля», то есть, потомков Шема, когда они вернутся, чтобы, как прежде, властвовать над землей Кнаана. И всегда «будет Кнаан рабом их» — никогда не сможет освободиться. Именно об этом — слова Ноаха: «Благословен Б-г, Г-сподь Шема, и будет Кнаан рабом им». Он благословляет почитаемого Б-га за то, что Тот отдал Кнаана потомкам Шема в рабы и позволил им унаследовать его землю. А поскольку будет и такое время, когда в земле Кнаана будут царить потомки Йефета, а дети Шема будут изгнаны оттуда, он сказал: «Распространит Б-г Йефета», — то есть, дарует ему широкие просторы. Ноах говорит здесь о римском владычестве, которое распространилось и разошлось по всему миру, включая и землю Кнаана. Но, поскольку в будущем, после Геулы (Избавления), эта земля будет принадлежать исключительно сыновьям Израиля, потомкам Шема, он закончил фразу так: «…и будет обитать в шатрах Шема». Таким образом, и во время владычества Йефета, и при установлении окончательной власти потомков Шема над Святой Землей, Кнаан будет у них рабом.

с разрешения издательства Швут Ами


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.