Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Подобно тому, как лица людей непохожи друг на друга, так различны и их мысли»Бэмидбар Рабба 21, 2
Законы залога; запрет кражи и грабежа.

241-я заповедь – запрещение брать залог у вдовы, как у неимущей, так и у состоятельной. И об этом Его речение: “Не бери в залог одежды вдовы” (Дварим 24:17).

И написано в мишне (Бава меция 9:13): “Не берут залог у вдовы – как у бедной, так и у богатой, ведь сказано: “Не бери в залог одежды вдовы”.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 9-ой главе трактата Бава меция (116а).

 

 

 

242-я заповедь – запрещение брать в залог утварь, предназначенную для приготовления пищи: например, приспособления для помола муки, сосуды для замешивания теста, посуду для варки, инструменты для резки скота и тому подобную утварь, необходимую для поддержания человеческой жизни. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Пусть не возьмет никто в залог ни нижнего, ни верхнего жернова, ибо жизнь берет он в залог” (Дварим 24:6).

И объяснено в мишне (Бава меция 9:13): “В этом речении имеются в виду не только жернова, но и любая утварь, используемая для приготовлении пищи, как сказано: “Ибо жизнь берет он в залог”.

Здесь осталось разъяснить высказывание мудрецов (там же): “Нарушитель этого запрета подлежит наказанию за оба жернова, как сказано: “Пусть не возьмет никто в залог ни нижнего, ни верхнего жернова”.

Исходя из этих слов можно подумать, что речь идет о двух самостоятельных заповедях. И уж тем более такой вывод напрашивается из другого высказывания (Бава меция 116а): “Нарушитель подлежит наказанию за верхний жернов отдельно и за нижний жернов отдельно”.

Дело в том, что, как мы разъяснили, забирающий в залог предмет, используемый для приготовления пищи, преступает заповедь “Не делай”; а если нарушитель берет в залог несколько предметов, каждый из которых предназначен для приготовления пищи, – например, жернова для помола, противень для выпечки и миску для замешивания теста, то он подлежит наказанию за каждый из этих предметов.

И это не требует особых пояснений, ведь такой заимодавец подобен тому, кто взял в залог какую-то одежду у вдовы Реувена и какую-то одежду у вдовы Шимона, и какую-то одежду у вдовы Леви (НД 241), – ясно, что он подлежит наказанию за каждое из этих нарушений закона.

Но сложнее случай, когда заимодавец взял в залог два предмета, которые предназначены для одной и той же операции по приготовлению пищи, и невозможно использовать один из них без другого. Скажем ли мы, что поскольку эти два предмета можно использовать только вместе, они представляют собой единый предмет и поэтому нарушитель подлежит наказанию только за один предмет, или, поскольку они все-таки представляют собой два отдельных предмета, нарушитель подлежит наказанию за каждый из них в отдельности? Поэтому-то разъяснили нам мудрецы, что такой “нарушитель запрета подлежит наказанию за оба жернова”, несмотря на то, что молоть муку можно только с помощью обоих жерновов вместе – с помощью верхнего и нижнего, а одним из них – без второго – эту работу выполнить невозможно. И тот, кто взял в залог нижний жернов и верхний жернов, подобен взявшему в залог два предмета, предназначенные для различных работ – например, миску для замешивания теста и нож для шхиты. В этом-то и заключается смысл высказывания мудрецов: “Нарушитель запрета подлежит наказанию за оба жернова” – а совсем не в том, что это две отдельные заповеди.

И так сказано в Сифри (Ки теце) по поводу разъясненного здесь вопроса: “Как взявший в залог нижний и верхний жернов подлежит наказанию за каждый из них в отдельности, несмотря на то, что оба этих предмета используются для одной работы, так всякий, взявший в залог два сосуда, которые используются вместе для одной и той же работы, подлежит наказанию за каждый из предметов в отдельности”. 

Вывод таков: несмотря на то, что два предмета предназначены для одной и той же работы по приготовлению пищи, нарушитель запрета подлежит наказанию за каждый из предметов в отдельности.

И если заимодавец, преступив запрет, взял в залог предмет, используемый для приготовления пищи, суд принуждает его возвратить этот предмет хозяину. А если предмет потерялся или сгорел до того, как заимодавец вернул его, – нарушитель закона карается бичеванием. И такой же закон действует в отношении взявшего в залог “одежды вдовы” (НД 241).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 9-ой главе трактата Бава меция (115-117а).

    

 

243-я заповедь – запрещение похищать евреев. И об этом Его речение, входящее в Десять Речений: “Не укради” (Шмот 20:15). И объясняется в Мехильте (Итро): “Это запрет похищать людей”.

И сказано в трактате Санхедрин (86а): “Из какого речения нам известно, что запрещено похищать людей? Раби Яшия сказал: “Из речения “Не укради”. Раби Йоханан сказал: “Из речения “Ведь они Мои рабы, которых Я вывел из земли Египта, – не должны они быть продаваемы, как рабы” (Ваикра 25:42). Два этих мудреца не спорят между собой: один говорит о запрете похищать, а другой – о запрете продавать” – поскольку похититель подлежит наказанию только после того, как продаст похищенного. Нарушивший оба этих запрета карается удушением (хенек). Сказал Ашем, да будет Он превознесен: “И кто похитит человека и продаст его – а похищенный находился в руках его (т.е. свидетели видели, как он его похитил и продал – Раши) – будет предан смерти” (Шмот 21:16).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 11-ой главе трактата Санхедрин (84б-86б).

 

 

 

244-я заповедь – запрещение похищать деньги и имущество. И об этом Его речение: “Не крадите” (Ваикра 19:11). В Мехильте (Мишпатим) объяснено: “Не крадите” – запрет похищать материальные ценности”.

Как указано в Писании, преступивший этот запрет обязан возвратить или двойную стоимость украденного (Шмот 22:3), или четырехкратную (мелкий скот), или пятикратную стоимость (крупный скот) (там же 21:37), или только стоимость украденного (если нарушитель сам признался в совершенном им преступлении).

В Сифре (Кедошим) объясняется: “Из того, что по поводу вора сказано: “Если найдется в руках его украденное –... пусть заплатит вдвое”, мы знаем, какому наказанию он подлежит. Но где же сам запрет красть? Тора говорит: “Не крадите” – не крадите даже для того, чтобы просто причинить боль”, т.е. чтобы причинить обворованному хлопоты и неприятности, а затем вернуть ему украденную вещь. И там же сказано: “Не крадите – даже имея в виду заплатить вдвойне, четырехкратно и пятикратно (т.е. нельзя брать чужое, даже имея в виду заплатить за украденное установленный штраф)”. И еще: “Не кради свое же у другого вора (т.е. у того, кто украл у тебя), чтобы ты не выглядел вором”.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Бава кама.

 

 

 

245-я заповедь – запрещение грабить, т.е. силой, не таясь, забирать чужое имущество. Об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Не грабь” (Ваикра 19:13). И пояснили мудрецы (Бава кама 79б): “Не грабь” – не отнимай силой; и это подобно сказанному в стихе (II Шмуэль 23:21): “А в руке у того египтянина было копье, и подошел он (Бенаяу) с палкой к нему (к египтянину), и вырвал (дословно “и ограбил”) копье из руки египтянина”.

Этот запрет относится к категории лав шэнитак лаасэ (т.е. к таким запретам, наряду с которыми Тора дает повеление, как обязан поступить тот, кто нарушил этот запрет). И об этом Его речение: “Если кто-нибудь согрешит перед Ашемом... и будет виновен в грабеже... то, признав вину, он должен возвратить то награбленное, что награбил” (Ваикра 5:21,23). И даже если заповедь “Делай” уже невозможно выполнить, нарушитель этого запрета не карается бичеванием, поскольку он обязан возместить ущерб потерпевшему (а, согласно общему правилу, за одно преступление не налагают двух наказаний – и платежей, и наказания бичеванием). И если украденный предмет сгорел или утонул в море, грабитель возвращает потерпевшему его стоимость. А если грабитель первоначально отрицал свое преступление и поклялся, что невиновен, он должен добавить к стоимости награбленного хомеш (пятую часть) и принести повинную жертву, как мы указали в соответствующем месте (Д 71,194). И это разъяснено в конце трактата Макот (16а).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 9-ой и 10-ой главах трактата Бава кама.

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?