Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Ассимиляция, Антисемитизм, Еврейская история, Берл Вайн, Ам Исраэль хай, Погромы, Россия
«Просвещенные» евреи пренебрегали своей историей, забыли свои традиции и с презрением относились ко всему, что напоминало им о принадлежности к вечному народу. Они не понимали еврейские идеалы, поэтому иудаизм им казался ненужным бременем — так бежавший каторжник старается сбросить свои цепи — что же могло им компенсировать принадлежность к племени «христоубийц» и «эксплуататоров»? Как патетична была позиция тех, кто защищал смешение с русским народом посредством национального самоуничтожения. Жизнь и логика событий требовали, чтобы еврей определил свою позицию — больше невозможно было оставаться между двумя стульями. «Или человек открыто признает себя ренегатом или решит разделять страдания своего народа».1 К концу правления Александра банкротство политики Аскалы стало очевидным.
1Письмо из города Березовка в Русский еврей (СПб, 1881), номер 41, цит. по Гринберг, т. 7, стр. 56..
«Политическим идеалом Александра было государство с одним народом, одним языком, одной религией и одной формой администрации. Он делал все, что мог, для реализации этой идеи, русификации всей империи: вводя русский язык и русские школы для немцев, поляков и финнов, утверждая и распространяя православие за счет иных конфессий, преследуя евреев и расформировывая остатки немецких, польских и шведских организаций в отдаленных провинциях». Погромы, новые формы бесправия для евреев России, антисемитские кабинеты министров и администраторы — все это сделало правление Александра III самым трагическим временем в истории восточноевропейских евреев.
Изгнания, депортации, аресты и избиения стали повседневным уделом евреев, не только низшего, но даже среднего класса и интеллигенции. Правительство Александра III вело военную кампанию против еврейского населения. В 1891 году с разрешения местных властей в Москве (на деньги железнодорожного магната еврея Полякова) была построена большая и очень красивая хоральная синагога в византийском стиле со звездой Давида на куполе.1 Но после ее завершения царская администрация потребовала купол полностью снять, а в 1894 году закрыла синагогу, предложив евреям две возможности: продать ее или превратить в «филантропическую организацию». Евреев изгоняли и преследовали, единственным выходом от ужасной тирании Романовых казалась только эмиграция.
1 Эту действующую центральную (хоральную) синагогу Москвы и России можно увидеть в центре Москвы, в переулке, идущем от Маросейки, рядом с Политехническим музеем. — Г.С
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Рав Гедалия Спинадель
Творец укрепил сердце фараона, чтобы тот не отпускал евреев. Почему Он стал это делать именно после шестой казни?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваэра
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо